ГлавнаяИдеиMarginaleВариации. Ф. Кафка, «Превращение». Конспект

Вариации. Ф. Кафка, «Превращение». Конспект

«Превращение» — один из самых знаменитых рассказов Кафки; идея превращения человека в насекомое восходит к Достоевскому и Ницше, в русской литературе и Герцен, и мыслители (Леонтьев первый) забили тревогу по поводу этого грядущего «китаизма», ощутили главную проблему антропологии: мы теряем человека

 

1. оригинальность в том, что герой Кафки даже не осознает перемены, словно он и всегда был насекомым — в своем сознании он привык к этой мелочности забот и мыслей, — и не сразу реагирует на страшное превращение… люди привыкли к жизни насекомого; весь строй жизни опошляет человека, впихивает его в существующие рамки, ограничивает волю, свободу, помыслы, так что превращение героя совершенно логично вытекает из его бытия…

2. закрытая дверь – символ закрытой жизни, он отгородился от всех, и в обывательском своем мирке стал жертвой неизбежной деградации… он убеждает себя, что все просто, что он обладает средствами решить проблему – человек не желает признавать серьезности происшедшей с ним перемены;

Человек не замечает, как он меняется (Чехов)

эти первые бессмысленные и безнадежные прыжки и попытки решить проблему обычными средствами хорошо показывают неспособность современного человека к действию, к решительным мерам

отчасти мне лично объясняет популярность революционных идей: люди первой четверти века ощутили себя бессильными в новой ситуации, когда шли резкие перемены, мощные движения, в которых тонула личность

3. поразительно описаны новые ощущения человека-насекомого; его сознание привыкло пресмыкаться, зависеть, переживать новые и новые неудобства, и теперь оно привычно пытается найти способ жизни в новом качестве

4. он не уверен, как они примут его превращение… поразительная деталь: это сознание ничему не удивится; превратился в насекомое, однако не уверен, как они примут – впечатление, что если они примут это нормально и управляющий скажет, что все в порядке, и так даже лучше, то и он вполне смирится со своим положением, и так и станет ползать, разнося образцы…

это полная зависимость человека от среды, от обстоятельств (вспоминается сарказм Достоевского на ту же тему: «ха, среда заела!»), наступление века массовости и обезличенности

5. маленький человечек привык давно уже сваливать все на плечи других, надеяться на других, и теперь, превратившись в жука, он точно так же ждет решения от них; он совершенно отказывается понимать трагическую необратимость свершившегося: что может сделать врач или слесарь?! такое сознание не в силах постичь факта, не может пережить ни трагедии, ни восторга

 

герой пытается сам решить проблему, совершенно не принимая во внимание своего теперешнего состояния; что же, он не понимает, что управляющий, мать, отец – все они в ужасе от того, что видят? он, может, и понимает это, однако он должен действовать, это главное…

но у него нет самосознания; это метафизическая тема, тема онтологии: человек существует – да, но насколько? — насколько мы реальны, насколько мы существуем? насколько осознаем себя и мир вокруг, ценности, идеалы, красоту, Бога?.. мы и не задаем подобных вопросов, пока не получится такой вот казус…

…мать, которая, казалось, совсем оцепенела, вскочила вдруг на ноги, широко развела руки, растопырила пальцы, закричала: «Помогите! Помогите ради бога!» — склонила голову, как будто хотела получше разглядеть Грегора, однако вместо этого бессмысленно отбежала назад; забыла, что позади нее стоит накрытый стол; достигнув его, она, словно по рассеянности, поспешно на него села и, кажется, совсем не заметила, что рядом с ней из опрокинутого большого кофейника хлещет на ковер кофе

жизнь сорвалась с петель, покатилась к черту, и никто не знает, что с ней делать; в сущности, тут интуиция неуправляемой людьми жизни – да по сути, когда они чем реально управляли? – только теперь осознают это

наши планы, оценки, прогнозы не стоят и гроша, и герой Кафки не в силах уже осознать перемены – потому что не осознавал себя прежнего, никогда не задавал себе главных вопросов жизни, собственно, никогда и не мыслил как человек…

у отца в этом время «была одна навязчивая мысль — как можно скорее загнать Грегора в его комнату»; в этом атомизированном мире, где людей как пыли — мы уже давно не обращаем внимание друг на друга; исчезают понимание, близость , трудно постигнуть мысль другого человека, реально обратить на него свое внимание

Но высокая пустая комната, в которой он вынужден был плашмя лежать на полу, пугала его, хотя причины своего страха он не понимал, ведь он жил в этой комнате вот уже пять лет, и, повернувшись почти безотчетно, он не без стыда поспешил уползти под диван…

анатомия страха

по сути дела, превращение есть акт сознания; парадокс гениального сюжета именно в том, что человек стал жуком (о, Господи!), потерял разум – на самом деле эта утеря разума и пробудила его настоящее сознание

рационализм отупляет, лишает наш разум глубины и силы, потому что использует лишь поверхность, плоское мирское сознание; им человек не в силах постичь свое настоящее положение в мире; герой Кафки теперь постигает…

и вот, эта наша тревога – тревога мыслящего существа, который вдруг осознает, как он мал, ничтожен, смертен и пр.

и дальше сестра приносит ему кушанья: она не знает, что он теперь будет есть (ведь теперь он жук) – на деле, начинается процесс взаимного узнавания, которым мы вовсе не заняты в повседневной суетливой беготне… так же ведет себя и герой:

Стоило ему откуда-либо услыхать голоса, он сразу же спешил к соответствующей двери и прижимался к ней всем телом

а ведь действительно должно случиться нечто особенное, чтобы один человек испытал нужду в другом: услышать, понять, войти в курс дела, помочь – и вот, у них в семье такой кошмар, а на деле начинается создание настоящей семьи, где все хоть слушают друг друга…

 

отношения с отцом – особая для Кафки тема; и тут тоже отец – главный противник, совершенно не принимает совершившегося и рассматривает сына как обычное животное (а как еще?); многие отцы грешат таким отношением к своим недорослям

желают, чтоб непременно из них сразу получались умные г-да с хорошими манерами, а это никак не получается (сначала жук, потом верблюд, лев – и так далее); ну и открытие друг другу тотчас предполагает сокрытие

у Кафки замечательно разработана эта диалектика, пример – простыня, которой Грегор желает скрыть свое уродство от сестры, причем именно от единственного человека, который ему сочувствует и понимает смысл произошедшей трагедии (а что произошло? – как что – жизнь)

Могла бы ведь и убрать ее, ведь Грегор укрылся так не для удовольствия, это было достаточно ясно, но сестра оставила простыню на месте, и Грегору показалось даже, что он поймал благодарный взгляд, когда осторожно приподнял головой простыню

о чем это?

о том, как надо строить отношения с близкими людьми: не садитесь на шею со всем своим уродством, раскрытие и утаивание – обязательные две стороны медали

(тут надо заметить, что наш автор рассматривает человеческие отношения как весьма драматичную сферу жизни; будучи очень чувствительным субъектом, он видит тут массу проблем, так что один для другого – всегда чудовище и много надо соли съесть вместе, чтобы началось какое-то понимание)

тут и мысль о том, что «ко всему подлец-человек привыкает», — мысль верная, и герой принимает свое превращение, не испытывая никаких трагических ощущений, просто, надо приноровиться к новой жизни…

так мы пытаемся приноровиться к чему угодно, не протестуя, к любым переменам; а настоящий герой, конечно, тот, кто не желает приспосабливаться, но имеет ясные понятия о нормальной человеческой жизни (снова работает тот же парадокс: жук есть просыпающийся субъект)

общение оказывается затруднительным: герой отторжен от общества и от семьи, в частности; экзистенциальная философия сводится к констатации этого выпадения из социума; герой осознал себя насекомым (мелочным, пошлым, обреченным на полуживотное существование) и утерял связь с миром людей, которые этого не осознают — тут в рассказе Кафки открывается интересная перспектива интерпретации

ну и есть маленькие шедевры подтекста, типа вот этой фразы:

И в самом деле было бы хорошо, если бы мать приходила к нему, конечно, не каждый день, но, может быть, раз в неделю; ведь она понимала все куда лучше, чем сестра, которая при всем своем мужестве была только ребенком и, в конечном счете, наверно, только по детскому легкомыслию взяла на себя такую обузу

или вот этот отрывок:

Сестра сразу заметила, что Грегор нашел новое развлечение — ведь ползая, он повсюду оставлял следы клейкого вещества, — и решила предоставить ему как можно больше места для этого занятия, выставив из комнаты мешавшую ему ползать мебель, то есть прежде всего сундук и письменный стол

правильно: прочь мебель, прочь мертвые вещи – тут нужно пространство трагической – новой свободы для грядущего человека (меня всегда поражали люди, полагающие Кафку мрачным и пессимистом и пр.; гений – всегда оптимист)

и напротив, обыватель всегда мрачный скептик, потому что не видит этой громадной перспективы – это просто вопрос не мифического характера, а масштаба сознания; вот, мать помогает убирать мебель и спрашивает:

Разве, убирая мебель, мы не показываем, что перестали надеяться на какое-либо улучшение и безжалостно предоставляем его самому себе? По-моему, лучше всего постараться оставить комнату такой же, какой она была прежде, чтобы Грегор, когда он к нам возвратится, не нашел в ней никаких перемен и поскорее забыл это время

мы на самом деле понимаем, насколько безнадежно ожидать этого улучшения, только все убеждаем себя в обратном; человеческое сознание стало суммой уловок против очевидности; кроме того, тут привычный мещанский самообман: мебель та же – значит и жизнь та же

привычная жизнь с завязанными глазами

и в этом мещанском мирке для него уже нет места: они убирают мебель, сундуки – он утерял право на человеческие склонности и занятия, общество, семья, выделяет для него лишь ограниченные функции в соответствии с нынешним статусом – и речь тут идет конечно же не о жуках!..

там еще эта драматичная борьба за портрет: человек стремится сохранить последнее, не желая признать необратимость совершающегося с ним превращения…

19 мая 2020

Показать статьи на
схожую тему: