Плебеи

«Средне-нормальное сознание» есть сознание природного человека, есть укрепление природного мира,
как единственного реального, и есть отрицание духовного человека 1

это и есть мещанское сознание — и тут корень любого мещанства, которое именно есть ограничение горизонта человека здешним и доказуемым, будь то в философии или в обыденной жизни семьи, узость сознания

это увечное сознание, которое знает только верхнюю кромку настоящей человеческой реальности, а именно оно и рвется всех учить и эти азы всем преподать как единственную правду – в силу известного комплекса — и отсюда много драм и регресс духа

есть такие понятия, жестко связанные с социумом и несущие на себе все искажения и судороги этого больного, исчезающего явления; и отсюда, резкие различия в толковании вплоть до совершенно противоположных значений

в таком случае можно взять мнение авторитета, мыслителя, который явно и глубоко понимает явление, чтобы появилась какая-то референтная точка; Бердяев писал:

Люди эти оторваны от глубины, от всех источников духовной жизни и не способны ни к какому познанию 2

по одной существующей дефиниции, плебеи – люди, которые все время заботятся о деньгах, о материальном, начисто лишенные высших стремлений, полная противоположность аристократам; поскольку понятие аристократизма в наше время связано с духовным обликом человека, эта дефиниция обретает совершенно четкое значение

брокеры, жуки на бирже, спекулянты, мафиози, мелкие дельцы разного толка, чья жизнь протекает в непрерывной погоне за дензнаками, это современные плебеи; поэтому в фильмах про мафию, где рисуют высокие образцы самоотречения и аристократизма, явное вранье: там одни плебеи

плебей – человек, который не может преодолеть земное тяготение, он «червь земной, пасынок природы», который не может разорвать ее путы и возвыситься до человеческого достоинства, до субъекта

и каков он сам, такова и общественная формация, которая его более всего устраивает – это пресловутое равенство он ценит более всего; потому что у него нет никакого отличия, никакого человеческого лица – «все черненькие, все прыгают» — и требуется совершенное уравнение, сравнение во всем, китаизм

и в этой демократии хотя и произносят высокие слова про «ценности цивилизации», на самом деле, в реальном горизонте сознания ценность осталась лишь одна, тот самый эквивалент, которым плебей заменяет все: рвет деньгу, копит, чтобы потом когда-то где-то… где? – и что он может?..

 

«Философия неравенства»

Бердяев пишет:

Вы – слабые, безвольные, двоящиеся люди, неспособные к цельному избранию предмета любви, своей истины, правды и красоты

плебей живет здешним, сегодняшним, из которого стремится извлечь прибыль; его жизненные цели поразительно просты и однозначны, и сам метод мышления, жизни, взаимодействия – убийственное упрощение

революция есть одно из таких упрощений: кажется, что можно все сделать наилучшим образом, если переставить фигуры, переменить жизнь; Бердяев показывает, что рабы всегда полагают это простым делом, ибо не знают ни жизни, ни духа, ни свободы

Напрасно вы, делающие революцию и прославляющие её, думаете, что вы руководите ею, управляете и созидаете. О, как наивны, как темны и бессильны вы, думая, что вы свободны, что дух свободы действует в вас, что вы активны, что вы могущественны. Нет, вы – бессильные и пассивные рабы, рабы темных страстей, орудие темных стихий

цитата прямо в лоб: современные творцы разного рода мирных и немирных, цветных и просто черных революций – типичные плебеи, для которых есть лишь соображение выгоды, дохода – во имя денег можно делать все что угодно

Ваши лица выражают злобу и одержимость, на них нельзя прочесть ни углубленных мыслей, ни благородных чувств. Ваши лица не одухотворены, в них чувствуется падение до самых низин материального мира…

материализм – главная черта этого низменного сознания

он и определяет неверие, цинизм, насмешки над верой, упование на разного рода модели земного устроения, которые все, конечно, ложь, но подаются и в наши дни под разными соусами – короче, чистый либерализм

Вы были выразителями экстенсивного духа раздела, а не интенсивного духа творчества. Ведь это – исконная идея русской интеллигенции, что социальный вопрос нужно решать разделом, а не увеличением производительности

тут совершенно не важно, какие именно идеи они выражают – они вообще не понимают идеологии, философия им чужда – суть в стирании границ, в плоскости сознания, в уничтожении всего высокого, истинного, сакрального

отсюда, популярность этой ублюдочной «демократии», царства пошлости, где они могут ловить рыбку в мутной воде

Лишь в иерархии возможны разнокачественные индивидуальности. Вы же привели всё к равенству небытия

плебей не признает высших состояний сознания

тут у нас решительный спор о том, что такое бытие, что такое настоящая человеческая жизнь

Вы захотели спрятаться в своей земной и рационалистической общественности от мира и от Бога, от таинственных сил, темных и светлых, от страшной бесконечности и от притягивающей вечности

вот эта последняя строка очень важная: современный плебей — вне зависимости от должности и профессии: это может быть профессор, журналист или клерк – твердо стоит на позиции материализма, «научного сознания», потому как его убогий умишко нуждается в доказанном, ясном: мелкая душа не терпит никакой тайны, не вмещает духовности

да и по сути своей реальной жизни он не способен отрешиться от указанной главной задачи, а ведь эти тайны и эта вечность требуют внимания и энергии души – нет никакой энергии, нет души – по сути, одна алчь

Для вашего ограниченного сознания не дана ни божественная бесконечность, ни бесконечность темная и хаотическая. Ваше сознание улавливает лишь ограниченную промежуточную сферу, поддающуюся рационализации. На этих путях невозможно никакое углубленное познание, невозможно и углубленное познание общественности

тут лежит грань, решительное различие между нами, и это различие такое резкое, что временами я вопрошаю, Господи, неужели же люди могут быть такими разными?.. и странные, темные мысли шевелятся в моем уме, ибо это ведь не должно быть так?..

Бердяев точно указывает корень зла: в этой дурной «общественности», приоритете общего перед личным, что и порождает эти лавины пустых слов и густой лжи

Личное начало – по существу аристократическое начало, оно предполагает различие и границу. Личность не терпит хаотического смешения, плебейского стирания всех границ и различий. Личное начало есть начало качественное, оно и есть неповторимое качество, не допускающее количественных смешений…

вот и суть плебейства: отсутствие личного, смерть субъекта, а на его месте мошка, муравей, который тащит свой бессмысленный груз…

 

конечно, в русской философской традиции духовное начало определяет все; у нас не было по сути ни серьезной политэкономии, ни права, ни философии истории и пр. – наши мыслители видели одну главную суть

не знаю даже, хорошо это или плохо для самой страны, для судьбы народа, ведь в роковой час они не могли сказать ничего иного, кроме своей главной истины, от которой народ отшатнулся, зараженный уже этим новым плебейством, стихией равенства

однако истина штука иного рода, она живет не во времени, а в Вечности, и кто знает, каким образом она еще явится и что создаст в этом настоящем горизонте настоящей истории…

Личности нет, если нет ничего выше её. Если нет Бога, то нет и личности человеческой. Личность связана с универсализмом, а не с индивидуализмом

вот типичная черта: уход в личное, мелкий произвол, красивые игрушки вместо настоящих человеческих интересов: для этого нужны конкретные человеческие качества; а у плебеев нет качеств, они – масса

современные дельцы, настоящие дети сатаны, используют ее как всякую иную массу – как цемент или сено – чтобы выкачивать свои прибыли, плебеи — вожди плебеев; и слишком многие увлечены этой игрой, смертный азарт горит в их пустых глазах…

Э. Гормли. Азиатское поле

атомизм, китаизм, мельчание людей, превращение их в песок – вот это азиатское поле Э. Гормли, которое теперь захватывает весь мир – массовое сознание, массовые свободы – то есть, никакие; вечное срединное царство пошлости, которое не дано преодолеть современному пигмею

смотрю и все яснее ощущаю, что тут не нужна деликатность, тут надо громить, отрицать, разрушать! – ни звука этой идеологии не приемлю ни при каких условиях — никогда

 

смотреть на все это горько

и понятно, что такая лавина, увлекающая вперед в никуда – точнее, мясорубка, которая выплевывает этот человеческий фарш (образ, уже известный в кино) – препятствует усилиям человечка: он не может встать в рост, разорвать, преодолеть эти силы

тут требуется недюжинная стать, самобытность и энергия, глубина сознания и мощное стремление духа, реальные человеческие качества, а не ублюдочные фикции… короче говоря, у меня тут явное сомнение насчет большого числа граждан

 

главный вывод первых глав этой страстной и мощной книги:

Неравенство есть основа всякого космического строя и лада, есть оправдание самого существования человеческой личности и источник всякого творческого движения в мире. Всякое рождение света во тьме есть возникновение неравенства. Всякое творческое движение есть возникновение неравенства, возвышение, выделение качеств из бескачественной массы


1. Н. Бердяев. «Философия свободного духа»

2. Н. Бердяев. «Философия неравенства»

18 марта 2020

Показать статьи на
схожую тему: