ГлавнаяИдеиФилософия в цветеР. Коллингвуд. Всесильное сознание

Р. Коллингвуд. Всесильное сознание

Чувства нельзя разделить с помощью какого-либо теста на реальные и воображаемые, ощущения нельзя разделить на реальные ощущения и воображение. Опыт, который мы называем ощущением, принадлежит только к одному классу и не поддается разделению на реальный и нереальный, истинный и ложный, соответствующий действительности и иллюзорный. Истинной или ложной может быть мысль, а наши чувства называются реальными или иллюзорными в зависимости от того, истинно или ложно мы о них думаем 1.

рационализм всегда каким-то образом оказывается просто глуп, странный парадокс, который, по-моему, просто не знает исключений; по этой странной теории, разум владеет вполне чувствами, они что же – одно? – он просто какой-то сознательно одноклеточный…

На уровне сознания «я» господствует над принадлежащими ему чувствами

на каком еще «уровне» может быть я? – кому это может «принадлежать» чувство? – вся прелесть в их свободе; также у него даже

Способность по собственному желанию продлевать наши ощущения

он какой-то иной человек, чем я; видимо, напрочь лишенный творческих способностей, иначе он бы понимал бездонность сознания и границы этого самого «я» (в кавычках – а почему?) – он, видимо, полностью владеет вниманием и формирует идеи по собственной воле

На мгновение мы освободились из потока ощущений и сохранили что-то перед глазами достаточно долго, чтобы это можно было рассмотреть. В то же самое время мы преобразовали это видение из впечатления в идею. Мы осознали себя хозяевами и разрушили господство ощущений над нами. Мы повелели ощущениям замереть, и они замерли

но он это делает; потому что у него могучий интеллект:

Я не сомневаюсь, что такие чудеса можно совершать, однако они исполняются не простым усилием сознания. Все это можно делать только тогда, когда сознание уже развилось в интеллект

он управляет воображением:

Воображение является новой формой, которую принимают ощущения, когда они трансформируются под воздействием сознания

есть еще

Ложь коррумпированного сознания… Человек, чье сознание коррумпировано, не получит послабления ни внутри себя, ни извне

он будет скрывать какие-то вещи, лгать самому себе и вообще придет в тупик – в отличие от блистательного интеллектуала, который своей мощной мыслью, интеллектом, покорит мир

 

Магритт развивает другие представления, основное – противоположная уверенность в неконтролируемости, творчестве как основе сознания, тут важна их идея автоматического письма

вообще, не надо путать автоматическое письмо и  автоматическую жизнь, или жизнь автомата; некоторые – Кирико, Эрнст – любили тему автомата, потому что современный человек и был автоматом, и они это чуяли; собственно, он рациональный автомат (как Коллингвуд) – что не меняет дела, и напротив: такой автомат много о себе воображает, водружает себя в качестве царя природы, тут неуемная гордыня интеллекта и пр. глупости

Магритт эту тему не пишет, мне кажется , он подходит к ней серьезнее

это как обозвать кого-то — не значит решить проблему: навесить ярлык автомата — это же ничего не дает; он пытается разобраться в сути дела, что в общем естественно для следующего этапа развития концепции

первая аксиома следующая:

Хорошие качества в природе не валяются

мы как-то странно смотрим на характеры людей: словно ожидаем от них всего самого лучшего – доверия, воображения, понимания, любви, настоящей взрослой дружбы, гармонии, серьезного участия, — однако эти свойства не даны изначально, а воспитываются, а затем развиваются сознательным усилием и волей самого человека

только не разумом, а чем? – отчаянием, любовью, верой, открытым сознанием и страждущей душой; если же нет… правильно: их нет и неоткуда взять, и никто их тебе не даст; чудес не бывает… в природе

там ведь как известно идет безжалостная грызня, там все против всех, и нет никаких оснований исключать человека из этих процессов, да мы знаем, что он умеет это все проделывать с особой жестокостью, крайним эгоизмом и пр.; с этой позиции, персонализм – просто здравая и реалистическая позиция сознания

а что касается совместной жизни людей, так в любой сфере она много выиграла бы, если бы они понимали и признавали необходимость каких-то постоянных личных усилий самосовершенствования, развития, а не принимали себя любимых в качестве готовых продуктов – неизменно совершенных

отсюда, мы можем легко прийти к закону (2), согласно которому качество – вообще понятие неприродное

современная жизнь вообще нас учит тому, с какой легкостью миллиарды людей превращаются в муравьев, или в автоматы – смотря в какой парадигме рассуждать о них

человечество – автомат (3)

нас привлекают какие-то высокие идеи или оригинальные опусы, однако при этом не следует забывать, что миллиарды людей в современном мире живут совершенно автоматически, по заведенному распорядку, который никогда не учитывал ни их реальной воли, ни вкусов

а потому и воля, и дар, и вкус отмирают по неупотреблению; и люди не желают и не знают их, боятся любых перемен, полагая, что они могут быть лишь к худшему – на что и рассчитывают умные политики; а глупые и наивные рассчитывают на мысль, порыв, творческую волю миллионов людей

отсюда, и само творчество не находит никакого отклика в этом странном механическом мире; люди привыкли жить нетворчески, они вообще утеряли понятие, а зачем надо что-то придумывать, если все уже есть; в мире потребления нет творчества

отсюда, как аксиома — отмирание творчества (4), и если на поверхности идет прогресс, совершенствуется система потребления, вроде бы растет и качество жизни, на самом деле, в глубине, одновременно этот автоматизм общей, роевой жизни неуклонно повышается

его хотят перебить, потому что у людей все-таки есть мозги и они видят, что происходит с ними и вокруг них – сделать это может лишь хорошее образование, настоящее воспитание человека — а не механической куклы

существуют хорошие программы воспитания и образования людей, и они все время совершенствуются – однако, во-первых, это явная угроза существующей механической и воровской власти с ее коррупцией и кумовством

ведь кумовство возникает, когда любого может заменить любой, это свойство механического мира; а коррупция очень проста по природе, это синдром дефицита (5), она есть обычное свойство пустого сознания, которое разрушается, потому что оно не нужно, его творческие силы не востребованы

во-вторых, для этого нужна совершенно иная система образования, многое другое! – проще развивать тот самый «интеллект» и нежить иллюзию его всесилия

 

автоматическая жизнь никак не затрагивает сущностных центров бытия, собственно так живут растения; в этом плане, человеческая жизнь не слишком отличается от любой иной природной жизни и напрасно люди объявили себя какими-то исключительными существами и свою жизнь – высокой цивилизацией

да, такая возможность, видимо, заложена в их природе, однако мало ли свойств заложено в природе, нужны миллиарды лет, чтобы их развить и реализовать;  люди не слишком стараются и явно оценивают себя по каким-то высшим проявлениям человеческого духа, по исключениям  – а напрасно…

на самом деле, сама культура стремительно теряет позиции, заменяется суррогатами, и уже сегодня обычный человек среднего уровня развития с изумлением смотрит на всяких телеведущих и эстрадных «звезд», не понимая, откуда в человеке может быть такой идиотизм и такая пошлость и столько разной дряни

Р. Магритт. Песня фиалки

Идея автоматического письма противоположна автоматической жизни (7)

Магритт понимает сознание как метафизический мир за декорациями реальности; реальность воспринимается автоматически, а потому для творческого сознания она не живая: каменные люди застыли в каменной комнате

Мы повелели ощущениям замереть, и они замерли

именно так: все замерло, ты полагаешь, что владеешь ощущениями, чувствами, идеями, только все это мертвая рухлядь

Магритт выделяет ее и фиксирует; путь к истине моего сознания гораздо более долгий; дурачок, ощутивший вдруг в себе какой-то там «интеллект», тотчас бежит всем сообщать, какой он умный… а мудрец видит огромный мир и длинный путь, и много усилий воли и разума, чтобы сохранить себя живым в мертвом мире автоматов

 

кто же оказывается коррумпированным: мыслитель, уверенный в достоверности всех своих ощущений (он же ими владеет) и идей, пристально глядящий в лицо самой истине – или художник, вполне осознавший неизбежную ложь сознания, зависимость от окружающего мира, сложность свободы, зыбкость представлений, таинство веры, трагизм творчества, неразрешимость мировой драмы

во мне самом сотни загадок, стоит лишь попристальнее посмотреть, почувствовать… и я понимаю, где корень настоящей коррупции сознания – именно в этом убогом рационализме, который стремится лишить меня сложности моего многоуровневого сознания, моей души, моего Бога

и навязать простые аксиомы корпоративной этики, по которым живет мир: такая простая ложь всегда оказывается востребована и хорошо оплачивается

 

задача – вызвать к жизни некие «лишние» свойства, фантазии, образы, совершить рывок, разрушить монотонность нетворческой, пустой реальности, которая строится на законах здравого смысла (а здравый смысл сразу выветривается, когда мелькает всего одна искра и включается  творческий разум человека) – это тоже иллюзия

оно стремится совершить поступок, абсолютный жест, внести ноту безумия, раскола – что угодно, только не покориться этой механической махине, которая, как мифическая Медуза, превращает людей в камни; именно эту тему последовательно развивает в своих работах Магритт

только беда в том, что люди-камни оказались очень нужными для определенной глобальной цели развития, с ними очень удобно и ответить не могут… они научены жить по плоским аксиомам здравого смысла, по законам разума… ну, разумеется, не собственного: кто надо там придумал, как им жить и во имя чего


1. Р. Дж. Коллингвуд. Принципы искусства

5 января 2020

Показать статьи на
схожую тему: