Мишель Фуко

Мишель Фуко развивал идею человеческой эпистемы – знания, которое синтезирует все взаимоотношения и представления человеческого интеллекта 1, ведь возможно лишь «познать природу и самого себя как природное существо» — не будем с этим спорить, интересно другое:

он намечает точки, в которых «пересекаются природа вообще и человеческая природа» — там мы постигаем себя, познаем полноту бытия и рождается дискурс – это что такое? – это «язык в его способности выражать представления…, язык, который именует, расчленяет, сочетает, связывает и развязывает вещи, позволяя увидеть их в прозрачности слов…» (332)

замечательно точные слова, дающие интересную проекцию на кубизм; там, в сущности, и произошло впервые это сращение двух природ, двух миров, так что мир вещей перестал быть отстраненным от мира людей: вещи были очеловечены; после Сезанна и Брака бессмысленно писать пейзажи со стороны

Ж. Брак

теперь это не картинки природы, написанные человеком, но человеческий дискурс в природе, в предмете, например, я прежде никак не мог понять, зачем Брак помещает свои натюрморты в совершенно реальный интерьер

следующий вывод Фуко навел меня на понимание этого приема:

Представление вещей уже не может более развертывать картину их упорядоченности в неком державном пространстве… оказываясь рядом с человеком, оно выступает как явление –

важнейшее слово, и Брак именно подчеркивает явленность, феномен этих предметов, совершенно не пытаясь представить их как реальный уголок столовой

явление – слово, дающее пояснение целому течению в современной философии – феноменологии; но нас тут интересует только это сращение, новое единство – а по мне, так вся история философии есть просто смена типов единства, без которого невозможно вообще никакое мировоззрение —

более того, и дальше Фуко поразительно точно рисует невозможность для человека оставаться в собственной «животной жизни» (336), ибо он поднимается над миром вещей, неразрывный с этим и другим мирами: он пытается познать этот мир, его знание конечно, позитивно – и одновременно бесконечно, потому что этот синтез с природой не может быть описан до конца

вот вечная сфера искусства: пейзаж или натюрморт, господа, это не просто внешняя моему сознанию картинка, но вариант синтеза, без которого мое сознание не может работать продуктивно, условие моего существования; вот если так понимать искусство, оно сразу становится на свое место

потому что оно занимается исключительно бесконечным: возможно, вся история культуры есть в философском смысле лишь попытка раздвинуть рамки конечного, вырваться из ограничивающих рамок, преодолеть рационализм, который отводит человеку определенное место в природе

 

кстати говоря, Господь вовсе не имел в виду (насколько я понимаю первый Его завет человеку) вписанность Адама в природу – напротив; Адам воздвигнут над нею с определенной почетной и важной миссией

так что и для меня естественно — выйти из природы, разорвать замкнутый круг и переосмыслить эту природу – не как мир, в котором я мошка, не как что-то большее и базовое, но напротив, как материал для человека и его творчества – это и есть революция, которую произвел кубизм и которую мало кто на самом деле заметил…

Ж. Брак

тут у Брака прекрасная мешанина парусов, маяков, песка, лодок, строений – вся реальность смята мечтой или шуткой, в том полном забвении материальной нужды, которая освящает юность; ты помнишь!..

это мое живое сознание постигает его живое сознание, я даю ему вести себя в новый мир, где нет ни одной стандартной линии или известного мне предмета – все новое и все живое

 

отсюда отмечаемая Фуко революция в метафизике: она перестала быть отстраненной, «метафизикой бесконечного» (338), а потому и должна исчезнуть в своем классическом варианте:

Современная культура способна помыслить человека лишь поскольку она способна помыслить конечное на его собственной основе

— если проще, нет больше бездонного неба, великой загадки, есть сложный мир совершенно реальных феноменов, который мы научились выражать; только нужно преодолеть профанство и вечный скепсис интеллигенции, которая слишком поверхностна, чтобы углубиться в этот новый мир и начать реальное познание – не для степени или зарплаты, а для нормального, осмысленного — человеческого бытия


1. М. Фуко. Слова и вещи. Спб, 1994, с.332

20 апреля 2021

Показать статьи на
схожую тему: