ГлавнаяИдеиФилософия в цветеМаршалл Маклюэн. Кубизм

Маршалл Маклюэн. Кубизм

Как высшее образование в электрическую эпоху перестало быть предметом роскоши и декора и превратилось в суровую производственную и операциональную необходимость, так и в определении, анализе и понимании жизни форм и структур, созданных электрической технологией, теперь никак не обойтись без художника

почему же так? – для примера он берет кубизм

Представляя в двух измерениях внутреннюю и внешнюю стороны, вершину, основание, вид сзади, вид спереди и все остальное, кубизм отбрасывает иллюзию перспективы ради мгновенного чувственного восприятия целого. Ухватившись за мгновенное целостное осознание, кубизм неожиданно оповестил нас о том, что средство коммуникации есть сообщение 1 

П. Пикассо. Тореро

то есть, искусство дает мгновенный снимок реальности, что обычному сознанию часто не под силу, особенно в наши времена суровой специализации

на первый взгляд, это вообще не наш мир, как мы его представляем — однако надо учесть те намеренные сокращения, адаптации и искажения, которые применяет наше сознание

это произвол – да, именно то, что хочется каждому из нас, но мы не позволяем себе этой вольности, а художник только этим и занимается: он свободно рисует мир

в напряженной сублимации делает снимок той внутренней реальности – концентрированной, кипящей, противоречивой – в которой мы не отдаем отчета

 

более того, меняется сам порядок восприятия, потому что теперь события и фазы, и моменты не идут один за другим, но все происходит в виде вспышки — прозрения

Разве не очевидно, что в тот самый момент, когда последовательность уступает место одновременности, человек оказывается в мире структуры и конфигурации? Разве не то же самое произошло в физике, живописи, поэзии и коммуникации?

значит, дело еще и в том, что у художника особый взгляд, и если мы давно поняли, что он не просто копирует реальность, но преобразует, осмысливает ее – с другой стороны, он как бы рисует внутреннюю геометрию мира, те сочетания и проекции, которых никогда не увидать на улице или в конторе

Х. Грис. Гитары

так это структурализм? – я делаю попытку совместить это течение, эту художественную идею с научной – и понимаю, что не все так просто: быть в мире структуры и рассматривать мир как структуру – это, мне кажется, совершенно разные вещи

структуралист упрощает картинку, чтобы ввести новые измерения, найти параллели и организовать материал, он исходит из необходимости анализа – кубист исходит из ощущения, которое отражает усложненное миросозерцание; да он не в этой комнате, он в огромном мире, который просматривается сквозь плоть, а точнее – сквозь поверхность вещей

материя – выдумка, нет никакой материи; физики для удобства придумали, а вы нагрузили на нее все свое мировоззрение, но это же грубейшая ошибка; творец не знает материи – он знает дух

в нем есть некая глубина – и вот она самое важное, т.е. в отличие от структуры, тут вертикальное измерение

кто идет впереди? – никто, это очередная иллюзия; но кто-то находится в стороне, в точке обзора, и это художник, у него есть важное качество

Способность художника уклоняться во все времена от лобового удара новой технологии и с полным знанием дела парировать такого рода насилие

 

как он это делает? — очень просто, вот, явилась фотография, и он увернулся в кубизм, и теперь мыслит на совершенно новом уровне; для вас новая технология – рабство, она лишает вас мышления и превращает в раба – для него, новая сила, которую он использует для творчества

для него, единственный возможный настоящий человеческий прогресс есть цельное творчество и ничего более

что делает современная культура? – выбрасывает художника, причем очень декоративным и парадоксальным способом: прославляя его и скупая его картины по бешеным ценам; таким образом они, естественно, выводятся из обихода сознания и превращаются в артефакты

то есть не совсем факты, не совсем реальность, а украшение – Маклюен категорически против такого отношения к искусству; прославляйте на здоровье, мы не против – но и осмыслить не грех

Вознаграждение и прославление художников может, со своей стороны, стать способом игнорирования их пророческой работы и недопущения ее своевременного использования для выживания. Художник — это человек, который в любой области, будь то научной или гуманистической, уже сейчас сознает последствия своих действий и нового знания. Это человек с интегральным сознанием.

очень важное определение

однако такое сознание, видимо, не приобретается в школах, не составляется, как мозаика, из кусков знания – тем более, не создается механическим или научным способом

видимо, это развитие природных свойств, прозрение в истинную природу человека, которую обыватель воспринимает снова автоматически, просто никогда не думал над этим, но для художника это самое важное – отсюда совершенно иной пафос его бытия – и творчества

 

посмотрите, как Пикассо строит композицию…

ведь на самом деле мир — то есть, вся эта окружающая его обстановка, улица, кафе, люди — не имеет значения в момент работы, момент осмысления; именно поэтому очертания эскизны, как бы не закончены

вблизи эта картина поражает техникой, фактурой, и ты понимаешь: он именно выписывал этими белилами квадраты света, добиваясь храмовой белизны поверхности, светящийся мир, восходящий в небеса

П. Пикассо. Голубь с зеленым горошком

словно его сознание пронзало будничную реальность парижской улицы и устремлялось в мир иной – вот типичный случай супер-позиции, которая смотрит на новые открытия, автомобили, паровозы, самолеты, телеграф как на уровни усложнения реальности сознания

совершенная свобода от мира

однако это не так просто; да ведь пророкам никогда не было просто, не так ли…

Интересно знать, что произошло бы, если бы вдруг в искусстве увидели то, что оно есть на самом деле, а именно, точную информацию о том, как следует перестроить собственную душу, чтобы вовремя предупредить очередной удар со стороны наших собственных расширенных способностей

Маклюэн зря рассуждает столько о том, что бы было, если бы… — по той причине что сознание художника не копируется, как и любое иное, и его уникальный опыт… ну, не такой сладкий, что ли, как у нас тут выходит…

он прав:

Только увлеченный своим делом художник способен к встрече с актуальностью настоящего

в первую очередь, потому что вбирает в сознание эту актуальность, пытливо и глубоко мыслит о ней; мучается ею и превосходит ее – этот опыт ставит его вне реальности, она в определенной степени освоена и сублимирована, то есть обезврежена

полезный опыт для каждого нашего современника, потому как люди снова попали в очередную технологическую воронку, снова добровольное рабство, причем на этот раз оно неприятно поражает даже самого равнодушного наблюдателя

а способ борьбы один – уклонение от знания, от понимания, от самого себя

Понимание предпосылок и границ собственной культуры на уровне самосознания кажется угрожающим структуре эго, а потому всячески избегается

появился новый тип людей, которые с известной долей иронии признаются, что да, я болван, ну и что – а вокруг кто?.. на такое признание, надо сказать, очень трудно отыскать подходящий ответ…

а технология мчится вперед, потрясая воображение

мегатонны информации, мгновенные сообщения из любой точки мира! – любые рисунки, любым цветом, копии любых картин – вот они передо мной! – о, пир лени… ведь это все копии, г-да, и сообщать-то вам нечего, а информация ваша – мусор

все это уже было тысячу раз и означает лишь одно: привычное убожество банального сознания, которое мечется в клетке трех измерений; удачи вам – и научите вашу дочь рисовать


1. М. Маклюэн. Понимание медиа

29 июня 2020

Показать статьи на
схожую тему: