Карл Ясперс
Ясперс исследовал понятие толпы; это понятие неоднозначно: в мире протекает много сложных процессов, которые ведут к утере идентичности
Распространилось сознание того, что все стало несостоятельным… ничто подлинное не подтверждается; существует лишь извечный круговорот, состоящий во взаимном обмане и самообмане посредством идеологий 1
наступила эпоха дурного детерминизма, когда время определяет все развитие отдельного человека, убеждает его, что так должно; примитивная типизация захватила мировую жизнь, и отдельный человек «мыслит свое бытие только как Мы»
точно как на картинах Джеймса Энсора, где люди всегда группами или толпами, а лица тут не предусмотрены; прежде я полагал, что это маскизм, некая сатира, теперь понимаю, что дело глубже: эти люди, попадая в толпу, автоматически теряют лица: они там не нужны, потому как в этой толпе человек – функция
довлеет масса – толпа не связанных друг с другом, по сути – чуждых людей, которые объединены некими абстракциями или прямой ложью; тут царят фикции – справедливости, общественного мнения, религии, прогресса, гуманизма и чего угодно еще
при этом, пишет Ясперс, «для расчлененной в аппарате массы главное значение имеет фикция равенства», эта масса бесчеловечна и бездуховна, «она наличное бытие без существования, суеверие без веры», в ней стираются все человеческие свойства (мясорубка)
это «универсальный аппарат существования, который разрушает мир человеческого существования», угасает ответственность, воля, интеллект, который не находит поприща; идет процесс нивелизации и опошления
Всеобщим сегодня становится поверхностное, ничтожное и безразличное, к нему стремятся, будто оно создает единение людей
это еще одна фикция, карнавал масок на картинах Энсора, безличное и безразличное шествие, смывающее отдельных особей и растворяющее их в безликом целом

Дж. Энсор. Месть лягушки
толпа с неразличимыми лицами – обычный для Энсора сюжет; что тут… казнь? – веселье, карнавал, пытка – все равно, все действия и персоны обезличены
система фикций – это и есть современное общество, «многообразие заменяет единство, разговорчивость – подлинное общение, переживание – экзистенцию» – это последнее замечание очень ценно и точно: Энсор чутко фиксирует огрубление жестов и лиц, схематизацию общения и реакций, ну что уж говорить о нашем сегодняшнем общении в сети – просто собачий лай…
художники начала ХХ века серьезно задумывались о таких категориях, как единство, стандартизация, они пытались написать портрет человека и, видимо, очень удивлялись результату…
затем уже стали ясны тенденции: отказ от сознательного воспитания, развития, от осознания, отказ от интеллекта и гонение на мысль, которые маскируются под разными личинами; корпорации не нужен интеллект, он мешает ясным конкретным задачам (профит)
человек оказывается на отшибе, он лишний
поглядите-ка, они поют и весьма довольны результатом, только нет двух одинаковых выражений, полный разнобой, который нам приказано воспринимать как единство и братство; центральное лицо – без комментария
в этих условиях философия – единственное пристанище для тех, кто не ищет этого прибежища и желает сохранить человеческие свойства; нынешнее время требует серьезного самосознания, постоянных усилий
философия тут уже не роскошь, как и искусство – это сознательный выбор, воля к власти, экзистенция вместо пребывания; мыслящий человек понимает, что он должен пройти через серьезное испытание
потому что в самом себе он уже не находит прежнего единства позиции, он не в силах просто взять и сбросить весь этот хлам – предстоит трудный путь самосознания
…нет человеческого бытия без расщепления… человек превращает себя в объект познания
современная живопись дает разные варианты такого пути: в темноте, в одиночестве герой ищет свою дорогу к свету, к смыслу
Энсор дает хорошие иллюстрации искажения человека, причем это искажение бывает самым разным – возможно, комичным, тем не менее, это искажение, из которого человеку уже не вырваться, если он будет оставаться в этом групповом идиотизме

Дж. Энсор. Демоны, соблазняющие меня
разумеется, в определенных условиях этот процесс протекает более спокойно и естественно, в других (и в определенных странах) эта проблема приобретает крайнюю остроту, потому что там вся культура – по сути масс-культура, все нацелено на исключение человека, стандартизацию и «единство»
и воспитание должно сегодня учитывать эту проблему: надо учить людей не только жить в обществе, но и жить в себе – и вот эта задача гораздо труднее, особенно для тех, кто и с первой-то не справляется…
на картинах Энсора часто возникает сам художник – то испуганный, то с улыбкой, среди этой пестрой, безликой толпы (иногда она напоминает пляску ведьм) – но он всегда тщательно выписывает свое лицо, иногда он в роскошной шляпе на старый лад…
художник – это человек с собственным лицом
1. К. Ясперс, Ж. Бодрийяр, «Призрак толпы» (сборник), с.21