Карл Ясперс

Ясперс исследовал понятие толпы; это понятие неоднозначно: в мире протекает много сложных процессов, которые ведут к утере идентичности

Распространилось сознание того, что все стало несостоятельным… ничто подлинное не подтверждается; существует лишь извечный круговорот, состоящий во взаимном обмане и самообмане посредством идеологий 1

наступила эпоха дурного детерминизма, когда время определяет все развитие отдельного человека, убеждает его, что так должно; примитивная типизация захватила мировую жизнь, и отдельный человек «мыслит свое бытие только как Мы»

точно как на картинах Джеймса Энсора, где люди всегда группами или толпами, а лица тут не предусмотрены; прежде я полагал, что это маскизм, некая сатира, теперь понимаю, что дело глубже: эти люди, попадая в толпу, автоматически теряют лица: они там не нужны, потому как в этой толпе человек – функция

довлеет масса – толпа не связанных друг с другом, по сути – чуждых людей, которые объединены некими абстракциями или прямой ложью; тут царят фикции – справедливости, общественного мнения, религии, прогресса, гуманизма и чего угодно еще

при этом, пишет Ясперс, «для расчлененной в аппарате массы главное значение имеет фикция равенства», эта масса бесчеловечна и бездуховна, «она наличное бытие без существования, суеверие без веры», в ней стираются все человеческие свойства (мясорубка)

это «универсальный аппарат существования, который разрушает мир человеческого существования», угасает ответственность, воля, интеллект, который не находит поприща; идет процесс нивелизации и опошления

Всеобщим сегодня становится поверхностное, ничтожное и безразличное, к нему стремятся, будто оно создает единение людей

это еще одна фикция, карнавал масок на картинах Энсора, безличное и безразличное шествие, смывающее отдельных особей и растворяющее их в безликом целом

Дж. Энсор. Месть лягушки

толпа с неразличимыми лицами – обычный для Энсора сюжет; что тут… казнь? – веселье, карнавал, пытка – все равно, все действия и персоны обезличены

система фикций – это и есть современное общество, «многообразие заменяет единство, разговорчивость – подлинное общение, переживание – экзистенцию» – это последнее замечание очень ценно и точно: Энсор чутко фиксирует огрубление жестов и лиц, схематизацию общения и реакций, ну что уж говорить о нашем сегодняшнем общении в сети – просто собачий лай…

художники начала ХХ века серьезно задумывались о таких категориях, как единство, стандартизация, они пытались написать портрет человека и, видимо, очень удивлялись результату…

затем уже стали ясны тенденции: отказ от сознательного воспитания, развития, от осознания, отказ от интеллекта и гонение на мысль, которые маскируются под разными личинами; корпорации не нужен интеллект, он мешает ясным конкретным задачам (профит)

человек оказывается на отшибе, он лишний

поглядите-ка, они поют и весьма довольны результатом, только нет двух одинаковых выражений, полный разнобой, который нам приказано воспринимать как единство и братство; центральное лицо – без комментария

в этих условиях философия – единственное пристанище для тех, кто не ищет этого прибежища и желает сохранить человеческие свойства; нынешнее время требует серьезного самосознания, постоянных усилий

философия тут уже не роскошь, как и искусство – это сознательный выбор, воля к власти, экзистенция вместо пребывания; мыслящий человек понимает, что он должен пройти через серьезное испытание

потому что в самом себе он уже не находит прежнего единства позиции, он не в силах просто взять и сбросить весь этот хлам – предстоит трудный путь самосознания

…нет человеческого бытия без расщепления… человек превращает себя в объект познания

современная живопись дает разные варианты такого пути: в темноте, в одиночестве герой ищет свою дорогу к свету, к смыслу

Энсор дает хорошие иллюстрации искажения человека, причем это искажение бывает самым разным – возможно, комичным, тем не менее, это искажение, из которого человеку уже не вырваться, если он будет оставаться в этом групповом идиотизме

Дж. Энсор. Демоны, соблазняющие меня

разумеется, в определенных условиях этот процесс протекает более спокойно и естественно, в других (и в определенных странах) эта проблема приобретает крайнюю остроту, потому что там вся культура – по сути масс-культура, все нацелено на исключение человека, стандартизацию и «единство»

и воспитание должно сегодня учитывать эту проблему: надо учить людей не только жить в обществе, но и жить в себе – и вот эта задача гораздо труднее, особенно для тех, кто и с первой-то не справляется…

на картинах Энсора часто возникает сам художник – то испуганный, то с улыбкой, среди этой пестрой, безликой толпы (иногда она напоминает пляску ведьм) – но он всегда тщательно выписывает свое лицо, иногда он в роскошной шляпе на старый лад…

художник – это человек с собственным лицом


1. К. Ясперс, Ж. Бодрийяр, «Призрак толпы» (сборник), с.21

5 января 2021

Показать статьи на
схожую тему: