ГлавнаяИдеиФилософия в цветеЧарльз Пирс. Знание

Чарльз Пирс. Знание

Всякое познание как что-то наличное разумеется, представляет собой интуицию себя самого \т.е. знания\. Но, по крайней мере, на первый взгляд, кажется очевидным, что обусловленность познания другим познанием или же трансцендентным объектом не является частью непосредственного содержания этого познания…

я мог бы сказать, что мы обладаем интуитивной способностью отличения интуиции от иного познания, \нельзя предположить, что\ познание определено чем-то исключительно для него внешним…  1

Таким образом, невозможно знать ни о каком познании, не обусловленном предыдущим познанием, основные аксиомы:

1. У нас нет способности интроспекции, но все знание о внутреннем мире приобретается путем гипотетического рассуждения, основанного на нашем знании внешних фактов.
2. У нас нет способности интуиции, но всякое знание логически определено предыдущим знанием.
3. У нас нет способности мыслить без помощи знаков.
4. У нас нет концепции абсолютно непознаваемого.

Мы должны устранить все предрассудки, которые являются следствием философии, кладущей в основу нашего знания внешнего мира наше самосознание.

Это одна из ключевых его идей.

Когда я смотрю на картины Шагала, мне кажется, что его мучит пространство, мир, космос… не знаю, что именно, но он все время расширяет пространство картины, и если о ком-то можно это сказать, то именно о нем: Шагал именно постоянно стремится объять необъятное

М. Шагал. Марсово поле

Самосознание отступает, огромный мир цветет, обдает холодом, вихрями и ветрами, и этот интенсивный цвет один может справиться с ними и внести человеческую ноту в этот космос.

 

Пирс первый стал развивать теорию знака, это корень современной семиотики.

Высшая степень реальности достигается именно знаками, то есть посредством таких идей, как идеи Истины, Справедливости и др.

Когда мы мыслим, то мы сами, каковые мы суть в данный момент, выступаем как знаки.

Человек есть знак…

Человек мыслящий как бы выходит из себя, из своего сознания, результат его мышления – например, опус, — есть знак, означающее, рассчитанное на внешнее употребление.

Самым исконным методом сообщения и является знак; такое творчество принципиально отлично от творчества миметического, которое копирует или дает некие варианты обычной внешней реальности

Знак репрезентирует нечто идее, которую он производит или изменяет. Иными словами, он является средством сообщения сознанию чего-то извне. То, что он репрезентирует, называется его объектом; то, что он сообщает, — его значением, а идея, которую он порождает – его интерпретацией.

\знаки делятся\ на иконы, индексы и символы

При этом, личное, внутреннее не следует абсолютизировать, и эта мысль очень актуальна и полезна сегодня:

Человек не является абсолютно индивидуальным… Круг общения человека является некой свободно собранной личностью, в некоторых отношениях гораздо более высокого уровня, чем его индивидуальная личность…

 

У Шагала в его космосе именно знак остается последним средством сообщения

М. Шагал. Белое распятие

Люди-знаки, иконы, отряды, пламя или снег – все несет на себе определенное значение в мире, который обратился в хаос, а потому не может быть выражен цельно; например, невозможно себе представить его в виде гармоничного пейзажа – тут совершенно иная философия.

Разумеется, знаковое письмо отличает практически всех значимых модернистов, просто именно Шагал, мне кажется, соотносится по внутренней установке с Пирсом. К приведенной картине подходит еще одна максима последнего:

Вера используется повсеместно как обозначение состояния, противоположного сомнению.


1. Ч.С. Пирс. Избранные произведения. М., «Логос», 2000

6 июля 2020

Показать статьи на
схожую тему: