ГлавнаяИдеиФилософия в цветеАнри Матисс. Размышление о главной идее

Анри Матисс. Размышление о главной идее

Матисс весь движение, это один из самых динамичных художников ХХ века, причем это не резкий сюрреалистический скачок – вся ценность именно в том, что движение совершается в материи живописи

незавершенность – это движение, ни одной темы невозможно завершить, поэтому букет расцветает, но никогда не расцветет до конца, и я никогда не смогу постичь таинство соцветия

а тут совершается таинство, поэтому эскизность становится главным правилом, и при этом какая же может быть композиция? – она возможна, когда речь идет о чем-то завершенном…

А. Матисс. Букет цветов на веранде

тут корень настоящей современной философии

 

а я давно уже перестал понимать этих философов, они все путают, мне кажется; то есть, не то что прямо путают, но приспосабливают истину для потребностей мирских и плоских, отсюда странные трактовки

вот, объясните мне, как это может быть воля – к власти? – не понимаю, это безумие; моя воля только и проявляется, когда предана высшему, когда она действует как часть логоса, когда осенена благодатью

иначе, это же просто произвол, и они навесили на него ярлык абсолютной свободы, чепуха какая-то…

я сам ничего этого не хочу, потому что давно уже понял границы моих возможностей; есть высшая воля, Промысел, мои жажда и стремление, моя — вера; притом, даже пусть это воля к власти духовной, власти моей, над собой, все равно же раз воля, значит эманация завершенного существа

ну, раз предъявляю свою волю миру – и чтоб мне непременно чай пить! – так уж значит собой доволен и себя воздвигаю ну если не как идеал, то во всяком случае – вот, субъект (у Достоевского субъект-то себя насекомым объявляет, помните? – недаром…)

если такая твердая воля, что я ее миру предъявляю, уж точно значит я не меняюсь, а вот это меня как раз и не устраивает; и как же можно одновременно из одного автора выводить и волю к власти, и экзистенцию? – уж это просто глупость

воля-то эта не для того, чтоб отсутствовать да мыслить, это и без воли можно делать, и свободным быть тоже; настоящая экзистенция в совершенном отрешении от социального, знать вас не хочу, тут ее сращение с христианством, совершенно логичное – и никакой воли к власти

во мне самом слишком много дел, тут бы разобраться

Матисс пишет осенение цветом, его фигуры тонут в этом Едином, которым он вовсе не владеет, отсюда и незавершенность его работ и никакой этой воли к власти

 

настоящая современная философия не должна пытаться установить «законченную картину мира» — напротив, ее девиз – движение, и противоречие – воздух, которым она дышит, в том и отличие модернизма, и сюрреализма, что обязательно противоречие

собственно, как в нашем нормальном мышлении, иначе о чем и зачем мыслить? – и разумеется, так же мыслил и Ницше, может, он и открыл этот закон нового мышления – только так мыслить не под силу ординарному человеку, ему именно нужна картина

не живопись – а картина; а перед художником стоит противоположная задача: никогда не затолкать вам его в рамки картины, потому что он ее никогда не сможет завершить

завершил – значит умер

А. Матисс. Берег

он тонет в живописи! – точно так же как я тону в бытии, как поэт тонет в стихии этой музыки, когда пишет стихи, совершенно забыв о мире и людях, обо всем на свете

искусство не просто пользуется своими средствами – не только о технике речь, но в том, что тут отрешенность от мира, я предаю волю этой стихии, в которой есть гармония и правда, есть смысл в отличие от мирской реальности, в которой его точно – нет

и когда это не цвет – это сама краска, и такие вот фактурные вещи поражают любого зрителя; пластика тела удивительным образом передана в цветовой

А. Матисс. Цыганка

все писали о декоративности его живописи; и впечатление действительно такое, что его живопись постепенно – увлекаясь моно-цветом или орнаментальностью, становится чисто декоративной и теряет динамизм

однако декоративность бывает разной

она или представляет мир как завершенную картину, таковы гобелены, например, или ковры, где навеки дана незыблемая картина мира, в центре глаз Аллаха, собаки сторожат дом, где сидят жены, и пр. – или же мастер дает мир как декорацию, как фон, отчуждает его

именно такова декоративность зрелого Матисса

А. Матисс. Женщина, сидящая у окна

вот воля к власти! – пишу пока лечу, рисую пока нахожусь в этом сверкающем потоке колорита, и весь мир преображается в движении, в сублимации творчества

этот синтез – распадение мира

он действительно распадается на отдельные поля цвета, фигуры, и ваша роевая, социальная и пр. «реальность» превращается в живопись, и там другие законы, силовые линии, стремления и чувства, другие состояния, которых не может быть в физическом мире

алая линия стремится бесконечно и вольно, ничто не может остановить ее, и фигура не может быть втиснута в раму – она бесконечна, как всякая сущность, всякая душа

между мной и ею нет связи, а потому я не могу написать ваш портрет, это лишь отчужденные образы, отпечатки мира иного, вспышки огня, видения рая, где горит это вечное солнце

12 марта 2020

Показать статьи на
схожую тему: