Суть

рисунок – это graphia prima, живая линия создает совершенно уникальное очертание; но в современной живописи рисунок тонет в цветовых массах, линия сохраняется лишь как контур, а в таком виде она мертва, переваренная рыба

Р. Минотто

Рафаэле Минотто убирает активный чистый цвет; наше зрение на самом деле смешивает цвета и представляет вид в неком целостном обличье, это некий антисинтез, перед вами не художественная проекция, а материя жизни, хаос форм, живописный эксцесс

похоже на эффект, который в свое время произвел итальянский неореализм

однако итальянец не может не быть метафизиком: в этих массах, где, кажется, прорисована каждая линия, в этой пристальности и скрупулезности рисунка вдруг появляется совершенно новый эффект (что уже огромная редкость в современной живописи)

поляна, ресторан, столики, неубранная посуда и салфетки… а на самом деле материя исчезает, вся картина – однородная масса, вся она – нескончаемый и бесконечно углубляющий реальность рисунок; до того, что она, естественно, исчезает вовсе

художник разрушает красоту?..

а что такое красота? – гармония форм; а кто сказал, что она именно это? – что важны именно формы и нет иной, настоящей реальности по ту стороны формы, гармонии смыслов, начал, музыки значений…

есть внутренняя связь вещей (ну и, разумеется, людей, кого интересуют елки…), однако как выразить ее посредством линий? – ведь линия совершенно вещественна и живет только в форме

значит, линия может начать жить по совершенно другим законам; она прекратит адаптировать и станет рабой вещей, таким образом она их одухотворит, превратит в живое, и за прозрачными формами явится иное содержание

Р. Минотто

художник в мастерской – растворен в ее атмосфере, и он, по сути дела, не человек, который пользуется вещами, красками, а некий дух, который парит в атмосфере творчества, дух творчества – остальное не важно

эта живопись, открывшая иную связность, наводит меня на размышление о наших отношениях

мы требуем от людей то, что, в сущности, нам не нужно; то, что они, в сущности, дать не могут

он требует верности лишь для собственной гордыни, эта верность его убьет; а тот ждет наследства, которое превратит его окончательно в паразита и ничтожество; а этот – понимания, когда понимать нечего, т.е. спешит переложить груз жизненных значений на кого-то еще – и так далее

думаю, человеку суждено тащить довольно значительный груз по этой жизни (об этом хорошо знал и отлично выразил Достоевский), так что в основном наше нытье совершенно беспочвенно и есть обычный каприз; простые люди это знают и больше молчат

к тому же, есть судьба: я убежден, что есть люди, не созданные быть любимыми – и наоборот, те, кто без этой любви прожить не смогли бы; не надо завидовать вторым и не надо слишком жалеть первых: у них есть другие плюсы и другие занятия в этой жизни: они знают, что эта жизнь сконцентрирована вовсе не на сущности

творец ее знать не желает, он к ней совершенно равнодушен: «реальность» — что это? – он ее ставит в кавычки и пишет совершенно иную реальность, где сияют вечные вершины и живут настоящие сущности

а мир вещей оказывается ветхим, просто тенью на стене

 

***

…я не могу им объяснить, что такое метафизика; они полюбили щеголять подобными терминами, однако просто по возрасту не способны понять их настоящий смысл; мне даны какие-то незыблемые, вечные понятия и представления, они совершенно безграничны

а мое тело, душа, моя жизнь и все вокруг зыблемы, временны, конечны, и я исторгаю себя из этой смертной общности на пути к этим незыблемым вершинам, до которых – я знаю это – мне никогда не дойти; однако лучше жить этими представлениями, чем теми ощущениями

метафизика открывает дверь в настоящее бытие, вот и все, однако невозможно объяснить это человеку 20 лет, в котором кипит юность, который полагает, что для него и так все двери распахнуты и никаких проблем

просто духовность не просто качество – это начало, основа, которая формирует и захватывает непременно всего человека, и отныне главным и определяющим для него становится именно предмет духа – то есть, Бог

что ставит перед нами ряд сложных проблем: художник ищет способ представить эту прозрачность мира, исчезновение материи (но ведь его искусство полностью материально! — в отличие, например, от музыки) – однако он ощущает, что только так может выразить суть

дело в том, что нет необходимости выражать ее вполне – у нас просто нет в данное время такой возможности; скорее, это путь, который он намечает для нашего движения; истина – движение

18 марта 2020

Показать статьи на
схожую тему: