Инфо

Мы находимся в мире, в котором становится все больше и больше информации
и все меньше и меньше смысла 1

информация его отменяет, заменяет, симулирует, для чего придумана замечательная фигура телеведущего; это шедевр масс-культуры, человек-попка, читающий с экрана с умным видом и имитируя размышление и пафосгде-то он может выразить сомнение или принять участие в реальной дискуссии – тут этого нет, тут попка в чистом виде с той же глупой ухмылкой и той же решительной посадкой плеч из серии «мы победим»; разумеется, верят ему только олухи

Информация исчерпывает свои силы в инсценировке коммуникации

на его интонации не оказывают влияние никакие новости, просто он подбирает нужное выражение маски (иногда забывает об этом и выходят досадные казусы)

Триумф поверхностной формы, наименьшего общего знаменателя всех значений, нулевой степени смысла, низшая форма энергии знака

как результат образуется особая аудитория, которую хорошо изображал Э. Гормли, эти его поля глиняных фигурок, т.е. совершенное стадо болванов или пустота (поскольку из стада вышли те, кто не желает сидеть тут полным болваном)

но низшая форма – знаковая система, которая не предполагает и не вмещает высших форм; так что минимальное усложнение уже ведет к легким воспалениям репы и отвергается – все это нарушает нормальный сон, а сон, как и любая иная имитация жизни – основа всего

вот и закон современной информации: создание инсценировки – новостей, развития, роста, успеха – да чего угодно, только назови, и эти глянцевые попки тотчас сделают, для собственного употребления, потому что нормальные люди давно уже слушают лишь про спорт, пробки и погоду

низшая форма триумфально захватывает все территории, где раньше гнездился смысл, так что мыслящий человек поневоле начинает просто автоматически все вырубать – даже свет!..

но тут есть отношение: недаром древний китаец учит, что «знающий молчит – говорящий не знает» — чем меньше знает, тем больше говорит; переводя на живопись: чем меньше имеет сказать, тем ярче цвета, тем больше экспрессии, которая напоминает припадок, а о вкусе речи уже нет…

и в этом море коммуникации уже нет личного, нет исповеди, нет творчества: обезличенные лица, фразы, тексты – нулевая культура бушует и извергает тонны пустоты; единственный выход – неучастие, non-fraternization

и людей уже ничто не связывает

Массы становятся все более плотной сферой, в которую направляется все социальное, чтобы испытать имплозию и раствориться в непрерывном процессе симуляции

это универсум, обладающий определенным содержанием, оно располагается на уровнях иерархии; и если человек не владеет этим содержанием, не достиг уровня осмысления, настоящая содержательная информация пойдет поверх голов – ее просто никто не услышит

таким образом, все мы находимся в неких парадигмах (сферы Босха тут вполне подходят для сравнения), и существует современная риторика, или пустословие, потоки официоза, которым нас покрывают день и ночь, чтобы ни один росток смысла не пробился

все остается внутри

но действительно ли существуют эти «массы»? – ведь мы тоже находимся в потоке этого официоза, и риторика воздействует и на нас (человек ничего не может отвергнуть на все сто – как и принять)

и некоторые понятия запали в сознание, а они могут оказаться чистой фикцией, как и прочие: вот, масса – но я не масса, и я знаю других людей, которые предпочитают «мыслить и страдать», чем сидеть с раскрытым ртом перед ящиком, и более того, даже те, кто сидят – разные?..

собственно, это важнейший вопрос вашего отношения к человеку, и я лично не решаюсь так вот легко выбраковывать тысячи и миллионы людей, с которыми не общался, о которых, по сути дела, ничего не знаю – именно к этому и приводит весь этот парад пошлости, тотальный глянец

я не могу записать их в эту чертову массу, которая вообще ничего не смыслит и просто материал, сырье, снова – глина; полагаю, среди них много людей думающих, отстраненных, способных и прочесть, и осмыслить прочитанное и пр. – во всяком случае, мне импонирует именно такое человечество (ведь оно тоже образ)

но если это так, то имеет смысл общение, информация; коммуникация сулит контакт, ты можешь найти Другого, и тогда и писанина обретает реальный смысл – возможно, это так, однако законы иерархии препятствуют такому развитию событий

и я останавливаюсь в позиции тупика

 

но верно и другое: «триумф поверхностной формы» — это всегда не надолго, ведь чтобы установить его как закон – для этого как раз надо рассматривать человечество как безгласную аморфную массу

так на него смотрят знаменитые мыслители и гос. деятели, которые привыкли мановением руки, нажатием кнопки решать судьбы и пр. – на самом деле и те, и другие ошибаются: этим людям глубоко наплевать на них и их кнопки и жизнь идет по другим законам и векторам

отсюда, значение тупика; напоминаю максиму Эмерсона:

Каждая стена – это ворота

возможно, и знаменитые прозрачные сетки – герои Гормли – символизируют не совершенное опустошение личности, а имматериализацию, приуготовление к приятию высшего смысла – кто знает…

Э. Гормли. Giant crouching man patiently awaits global warming

полагаю, что проф. Фукияма прав, когда выдвигает категорию доверия как базовую, определяющую функционирование любой социальной структуры; однако речь идет не только о доверии к неким людям или близкому человеку – а понятно, что без этого не будет никакой семьи, не говоря уже о прочем

речь о доверии как таковом – как метафизической категории, изначальном доверии к человеку, человечеству, к самому роду; если вы художник, то в вас обязательно есть такое доверие и вы никогда не попадете в чистый и бесплодный цинизм

ради утверждения полного скепсиса просто нет смысла браться за это дело

отсюда мой призыв к изоляции, неучастию, ибо я никогда не верил толпе, массе и пр. и всегда пытался развить доверие к человеку, отдельному индивиду, в котором есть эта жажда…

в общем, я веду речь о той самой фразе Христа, в которой, для меня, квинтэссенция всей современной мудрости и главный завет человечеству – в первой фразе, с которой Он обратился к людям

Блаженны нищие духом…

 

Вариации

Э. Гормли. Feeling material V

 

не всегда дело так просто; лишь начнешь свободное мышление, тут сразу бездна тебя и проглотит: иногда человек так запутается, что совершенно не способен восстановить нормальные координаты

 

в этом нет ничего страшного, обычное явление в мире смысла

 

 

 

Э. Гормли. Splice V

 

с другой стороны, творчество – это этюдное существование; сплошные проекты и наброски, и очень сложно нащупать настоящую основу

словно паришь в пространстве, пытаясь сложить из грубых форм нечто значимое – род гармонии

вот это дается особенно трудно, но мы не отчаиваемся

великий китаец изрек:

Трудно ходить, не касаясь земли

 


1. Ж. Бодрийяр. «Симулякры и симуляция», с.43

26 декабря 2020

Показать статьи на
схожую тему: