Дыра

Нет ничего проще отрицания… и широкие массы, будучи не в состоянии поставить перед собой общую цель, находят себя в отрицании
Г. Зиммель

настоящие вопросы мы часто боимся задавать; ведь совершенно верно, что интересны не ответы, а именно вопросы, однако тут и сложность: задашь вопрос, и все разом на тебя кинутся, потому что вопрос – именно вопрос приоткрывает завесы

вопрос в том, куда это все сгинет: черная дыра или белая?

то, что сгинет – нет сомнения, это неинтересно; важно – куда; то есть, вы оптимист и у вас перспектива жизни и жизни без края (не понимаю, откуда вы это взяли?) – но почему-то никого не интересует перспектива смерти

— но там пустота; Ничто

тогда почему с большой буквы?..

З. Бексински

Бексински дело знает, всё чует…

тут закон – погодите, употребляя этот термин, я вовсе не претендую на звание ученого или что тут какая-то «объективная истина» — я таких не знаю, более того, убежден, что их вообще не существует, если речь идет о таких вещах…

так вот, закон простых масс: массу прессуют и формуют для какой-то цели, потому что в ней самой смысла никакого нет; для производства форм, просто чтоб выбросить на свалку, как вы пакуете пакеты с мусором… т.е. как только вас формуют – прощай, свобода и личный взгляд на мир

конечно, хорошо все понимать и видеть процессы такого масштаба более или менее ясно (очень редкое качество), однако изменить вряд ли что-то удастся, и это второй закон массы: увлекает мощной инерцией все на своем пути, и если вы тут – значит вы в ней

то есть, вас уже нет – это понятно? – отлично, тогда и получается, что нет вопроса «быть или не быть» — а вопрос только один, самый уже простой:

черная или белая?

вспомним известное – или то, что считается в физике известным, а это не одно и то же; итак, что такое черная?..

Область, где фундаментальные законы физики и самого пространства прекращают свое существование. Сингулярность — это невидимый барьер, знаменует собой появление внешней границы черной дыры с экстремальным гравитационным притяжением. Это точка, откуда нет возврата. Все, что пересекает горизонт событий, даже свет, обречено…

переводя на простой язык, канул во мрак – вернулся в прах, бесконечная точка, nihil

ну а что касается белой, так Христос показал апостолам, как это происходит: анатомия процесса столь же неясная, но тут по крайней мере у нас есть свидетельство очевидцев…

все более убеждаюсь в премудрости Господней: человеческое знание действительно ведет нас к черной, в полный тупик, и даже я бы так сказал: тупик – это здорово, стена – это мощно, это опора, от которой и танцует вся эта бесовщина

в то время как путь к белой есть путь в никуда – имеем тут самый настоящий парадокс – и опорой становится мир сей, который я отталкиваю со всей возможной силой; и этот чертов Сизиф тащит свой камень и ни в чем в это время не уверен – просто толкает камень

 

черная или белая?

Бексински полагает, что белая: как все пессимисты, он видит свет в конце туннеля и бесконечно рассчитывает на человеческий разум, просто потому что иначе не может жить художник – это, мне кажется, единственная причина

 

бежит с факелом мимо живых трупов

З. Бексински

— ну, а вам-то не все равно, куда это все сгинет, ведь вы в сторонке сидите и созерцаете?

нет, конечно не все равно

когда-то приятель-астроном объяснял мне, что самым трудным в его наблюдениях и размышлениях является определение общих параметров, общей картины, так сказать, установка системы координат при наличии стольких неизвестных

и нам тоже приходится производить фиксацию объектов, которые, в общем, не постижимы, в чем мы честно признаемся (астрономы и физики делают это не всегда)

кроме того, любое знание (предположим, что оно у вас есть) тотчас порождает самые разные качества, как и наоборот: является вдруг ответственность, сочувствие, доверие и пр. нужные штуки; кроме того, оно имеет некую сверхзадачу, стремится к полноте формы и цельности

так что необходимо выяснить суть конечного объекта

черная или белая?

вот эта картина навевает совершенно иные ассоциации: согласитесь, впечатление, что он бежит во тьму (иначе, зачем факел) – так что черная; однако художник по должности, так сказать, танцует между светом и тьмой, закон живописи – контрасты

художникам и поэтам нельзя верить; для этого есть мы, аналитики, но на такие вопросы, увы, каждый ищет ответ сам; был бы вопрос указан – и то спасибо

понятно, что настоящие вопросы задаем не мы сами

человек живет по большей части автоматически; и вот, нечто во мне вопрошает, а это значит, что идут какие-то глубинные процессы освоения материи бытия; проще всего это выразил Морис Мерло-Понти:

Философия — это жаждущее в нас абсолютное сознание

27 июля 2020

Показать статьи на
схожую тему: