ГлавнаяИдеиCogitoИнтерпретатор

Интерпретатор

знак, символ, образ сами по себе хороши, однако недостаточны не только для утверждения, но даже и просто для выражения идеи; знак создан для дальнейшей интерпретации и знаменует определенную высокую ступень развития культуры; можно даже сказать так: уровень развития культуры определяется глубиной интерпретации

потому что гений творит от себя; он, разумеется, имеет почву под ногами, традицию, среду и пр., тем не менее тут его личная воля, усилие и заслуга; а вот интерпретация – плод не только личного усилия, но, конечно же, и всей подготовительной работы и ресурсов, и глубины данной культуры

без глубокого понимания и разнообразной интерпретации даже гениальные произведения остаются не поняты и угасают во тьме, чахнут в этой пустыне, которая недаром явилась любимым символом великих русских поэтов: знали, чего опасаться в первую очередь…

Барт различает в этом смысле процесс и результат: искусство порождает тексты-процессы, культура синтезирует результаты, которые запускают новые процессы, и так до бесконечности; во многих странах есть талантливые авторы, не везде организуется культурная среда, способная взрастить и собрать урожай

 

П. Рикер пишет:

Герменевтическая проблематика становится областью аналитики того бытия, Dasein, которое существует, понимая 1

именно поэтому невозможно объяснять собственное понимание: чем глубже я понимаю образ, тем менее могу объяснить, это тупик культуры; я существую, понимая – мое понимание есть органическая и неотъемлемая часть моего существования, моего бытия – а оно, в свою очередь, неразрывно связано с интерпретацией: я живу в культуре, и я полагаю, иной культурной жизни быть не может, лишь имитации

тут довольно резко поставлена проблема выбора

В таком случае понимание является уже не способом познания, но способом бытия, бытия такого сущего, которое существует, понимая.

понимать значит быть

умение понять картины Миро означает умение перевоплощаться, жить в этих картинах, быть тем духом, который их питает; картины – это формы, которые принимают ваш дух

Эта критика объективизма… ставит под вопрос дильтеевский замысел дать наукам о духе метод столь же объективный, как и метод наук о природе.

это совершенно разные способы познания; невозможно называть гуманитарные дисциплины науками, это искусство, потому что предполагает в качестве базовых умений искусство перевоплощения, интуицию, творчество смыслов – в то время как естественные науки – это эксперимент и доказательство

что касается объективности метода, то она определяется именно моим бытием в духе (именно так оно становится объективным, иное фикции), тут объективность не есть соответствие неким фактам реальности – ее попросту нет, не существует, но отражение полноценного, цельного бытия в культуре (в духе)

происходит как бы становление в понимании, осознание самых разных проблем и идей, которые постепенно, усилиями интерпретации, входят в круг сознания людей; причем это понимание данного сознания, сугубо местного стиля, оно не передается и не заимствуется, и в том его сила и ресурс

такая творческая интерпретация противостоит застылым и беспомощным «наукам», которые, напротив, стремятся застолбить участки, установить раз и навсегда догмы, чтобы потом преподавать их своим студентам и плодить ничтожество; сложным языком заменяется живая мысль, известная штука…

такая позиция касается не только искусства и литературы, но и политика, экономика, социология и пр. подлежат собственной интерпретации, и это касается не только явлений, законов и связей, но и самих базовых терминов: я все интерпретирую и выстраиваю для собственных нужд и традиций данной культуры

опыт показывает, что простое заимствование вообще нигде не дает результата, особенно учитывая коренные (известные давно) интересы тех, у кого вы все это заимствуете

отсюда, наше понимание, наша интерпретация модернизма – это важнейшее условие возрождения самого этого искусства (которое в России дало глубочайшие образцы); отсутствие собственных художников и значительных писателей вовсе не означает непременного механического отставания: надо нагонять, и это может сделать лишь настоящая интерпретация

она сумеет поставить в нужный ряд нашей культуры и сознания любое сложное явление, переосмыслив его и дав ему свой образ

 

а образы эти не столь однозначны; помню, я впервые увидел картины Лионеля Фейнингера, замечательного художника, который писал их в 30е годы в Германии; мощные линии его рисунка поразили меня, однако было в них нечто, мягко выражаясь, тевтонское – так мне тогда показалось

его картина «Маяк» просто дышала национал-социализмом – вот какие выводы может сделать интерпретатор, у которого нет информации; мне ее тогда, в совке, и взять было неоткуда; потом я узнал, что художник-еврей тотчас эмигрировал из нацистской Германии

но что же означает эта мощь, которой поражают его картины?

Л. Фейнингер. Мост

идеи рождаются из воздуха

они живут своей жизнью, и чаще всего люди не способны понять идеи своего времени; да что там своего – и много позже они не слишком пытливы и проницательны относительно идей прошлого, отсюда и вечно повторяемые ошибки, ведь история никогда ничему не учит

я больше скажу: на мой взгляд, все главные человеческие трагедии самых разных эпох, видимо, произошли именно от неправильной интерпретации идей; и напротив, все великие восхождения и прорывы были следствием мощной идеи в гениальной интерпретации

вот, идея духовного преображения, грядущей силы духа – то новое духовное движение и возрождение, которое происходило в модернизме, породило стихию и мощь настоящего метафизического бунта

Ницше был и остается ключевой фигурой в нашей культуре, однако его идеи, увы, многие люди поняли по-своему: нацисты, по тупости, поняли все буквально, так что его воля к власти означала для них то, что написано – и ничего больше

разумеется, такие люди, как Фейнингер, поняли его книги иначе…

тут позволю себе небольшое отступление о европейцах, которым вообще почему-то свойственно странное, парадоксальное восприятие: при достаточно высокой культуре письма, они склонны понимать буквально, например, Евангелие, где речи Христа сплошь состоят из притч и метафор

отсюда многие беды для простых людей, в частности, костры Инквизиции, которая именно и бросала в огонь бесплодное древо… я не могу понять этой тупости при этой культуре – или тут перед нами совершенно разные миры? – то есть, сама культура с ее гениями никак не соотносится с политиком и обывателем, которые существуют лишь в двух стихиях: мещанства или разбоя…

в общем, вот его картина «Мост», на которой не просто мост и деревья, но напрямую совершается рывок к другому берегу – смотрю и ощущаю себя «стрелой желания другого берега» — а ведь и верно, достичь этого берега, или по-нашему, по-христиански, Царствия Небесного, можно лишь в таком титаническом движении духа

и точно так же, взлетают его соборы, которые в преломлении солнечных лучей нежно светятся и словно готовятся к восхождению в небеса

Л. Фейнингер. Regler Church, Erfurt

идеи рождаются из воздуха

они формируются под воздействием самых разных сил, и глубокий художник, мыслитель, умеет понять их и выразить в емком образе; при этом, правильное прочтение идей и образов, интерпретация крайне необходима, хоть потому что мы уже убедились в страшной силе идей: слишком часто их неверно понимают

поэтому я мог бы ответить тем, более глубоким, кто и сегодня стонет, мол, нет новых идей – им противостоят те, поверхностные, профаны, кто, напротив, утверждает, что идей навалом, дел нет; г-да, действительно, видимо, прав тот, кто сказал, что все идеи на свете уже сформулированы

только я добавлю: почти все они искажены, извращены и не поняты – вот в чем главная наша беда, и тому много причин: тут есть порывистость, поверхностность, все хватается на лету, без осознания, без размышления и работы сознания, и без творческого переосмысления

тут процветает крайняя поверхностность и некомпетентность, чего уж вообще никто не отрицает; никто не ценит гуманитарную культуру, философией вообще перестали заниматься, а отсюда и подражательность искусств; и все же главное: люди тут не желают думать, не понимают идей

ведь ни одну здоровую культуру невозможно построить на извращенных идеях или «философии материализма»; от нее слишком долгий путь к субъекту, который воистину «существует, понимая»

есть тут и другое: по свидетельству биологов, и это подтверждает как теория, так и практика, кипарисы в нашем климате не растут – хоть разбейся!


1. П. Рикер. Конфликт интерпретаций, ч.1

3 января 2018

Показать статьи на
схожую тему: