ГлавнаяИдеиCogitoЭрих Фромм. Агрессия

Эрих Фромм. Агрессия

Потребление у нас — прежде всего удовлетворение искусственно созданных прихотей, отчужденных от истинного, реального нашего «я».

бабуины в неволе становятся агрессивными; гипотеза, что если дать свободу и товары, агрессия исчезнет, потому что человек выйдет в более широкий горизонт – тут и загвоздка; многие ли вообще имеют это сознание, этот горизонт? – мыслитель пишет снова о себе

Это положение вещей распространяет пассивность наряду с завистью и алчностью и в конечном счете порождает чувство внутренней слабости, бессилия, неполноценности. Человеческое чувство осознания собственной личности базируется исключительно на том, что есть у него, а не на том, что есть он сам.

и тут же:

У людей есть глубоко укоренившаяся потребность поступать нравственно. Безнравственность вызывает в них утрату внутреннего равновесия и гармонии.

или одно – или другое; вера в какую-то волшебную мораль, совесть, которая якобы так или иначе в любом есть – очень удобная и приятная вера в человечество, с которым ты уже никак не соприкасаешься

есть вещи, которые писатель не может публиковать, но их можно вытащить из текста: на самом деле взгляд Фромма на современное пассивное и кайфующее человечество вполне ясный:

Они живут так, как будто они прекратили жить или вообще не начинали 1

тут сложная проблема: полагаю, абсолютное большинство людей никогда даже не задавали вопроса о смысле жизни; соответственно, они не знают даже приблизительно ответ, и отсюда все беды цивилизации, все эксцессы, ненависть, зависть, войны, алчь, муки, смерть

а мыслитель принимает за должное, что в них живут творческие стремления, что они тайные поэты и мыслители – а какие книги можно написать имея в виду истину, т.е. что они просто ленивое стадо, которое жаждет кайфа и халявы?.. и поэтому такие книги они пишут о себе, своих сомнениях и тревоге

что бы мог написать сегодня настоящий социальный писатель, обладающий настоящей социальной ответственностью и кругозором? – такую книгу было бы страшно читать

 

мысль об агрессии слишком проста:

…иерархические структуры с царями во главе их

привели к возрастанию агрессии; слишком много богатства, слишком много возможностей, вот и пошла вечная война; автор даже не ставит вопроса о особой жестокости европейцев, но анализ показывает, что возрастание разнообразия, изощренности сознания, искание новых земель, средств, богатств приводит к росту агрессии

Фромм все сводит к садизму, к Гиммлеру, который стал для него эталоном «холодного садиста»; вообще, слишком просто все свести к нескольким садистам и шизофреникам, из-за которых мы, несчастные и чистые, стали вот такими

видимо, им даже в голову не приходила идея полистать историю Европы и сравнить ее с другими; я понимаю, и в Африке были горы черепов и людей ели, только, во-первых, там были совершенно иные условия абсолютной власти, а во-вторых, если уж вы такие сравнения берете – дело худо…

А. Кубин. Головы

А.Кубин был, видимо, одним из первых антифеминистов, потому что на его картинах женщина уверенной поступью шествует в мир насилия; она рожает новых особей, которые обречены пасть – рожает мертвецов

в отличие от Гойи, чьим творчеством он вдохновлен, Кубин изображает насилие как обыденный факт нашей реальности, трагическое пророчество страшных войн ХХ века

 

вообще, когда сравниваешь искусство Европы с опусами из других регионов, ощущаешь странное чувство: вот, мирные картины японцев, горы, крестьяне, как букашки, которые карабкаются со своей ношей; гармоничная эротика или милые гейши

вот Африка: маски, волшебство, охотники, противостоящие жестокому дикому миру; а вот знаменитые персидские шелковые ковры, где бесконечный узор приглашает в Вечность…

а тут сплошь или дьявол, или высокомерный синьор, битвы и убийство святых, тут слишком много насилия, и когда полистаешь альбом ХХ века, понимаешь несомненный факт: насилия так много, что здесь никто уже не верит в гармонию — увы


 1 Э. Фромм. «Ради любви к жизни»

18 сентября 2017

Показать статьи на
схожую тему: