Оборот

у счастья всегда есть оборотная сторона

ну да, это ведь довольно стабильное состояние внутренней гармонии, и когда ты творчески работаешь, и у тебя есть дар, талант, значит возникает зависть и ненависть, как иначе; любовь можно потерять, и все наши радости сопровождают разочарования, свет рождает тень

но мудрость в другом: на самом деле эта оборотная сторона – суррогат; например, человек очень богат; богатство связано с нервами, страхом, заботами – очень мало свободы, хотя у многих тут и азарт, игра – и есть оборотная сторона, когда он нежится на своей вилле в Испании

с точки зрения творца, это приятный суррогат; и наоборот, свободный и беззаботный бедняк, художник, учитель, который живет своим интересным трудом, своим талантом, но сталкивается с завистью, тупостью и пр. – это тоже суррогат, не следует обращать внимание: нельзя жить суррогатами, это фиктивная жизнь

тут не все однозначно, потому что иногда добросовестный человек бросает собственную жизнь и кидается исправлять пороки общества: что это? – с одной стороны, возится с суррогатами; с другой, может и выйдет польза… но скорее, все проще: тут нет счастья

и довольно часто видишь, как так называемые успешные люди сожалеют о пустой жизни, осознают (если неглупы) эту фиктивность, призрачность пройденного пути; но что делать, если успех – это магнит не слабее таланта…

тут проблема воображения

ведь этот делец действительно сделал свое богатство (тут не так важно, как), и его деньги, виллы, тачки и пр. – реальны; а вот в воображении он тотчас рисует себя властелином мира и хозяином жизни, ecce homo

а у меня все наоборот: все мои усилия и способности были направлены именно на создание в чистом виде этого eссe homo; что касается вилл, Мальдив и дорогих ресторанов, это скорее было сымитировано, а то и просто осталось в воображении

впрочем, не сетую: ели и мы в ресторанах во многих странах мира, и лишь один раз в синагоге мне подали прекрасные котлетки, остальное было или совсем плохо, или так себе; о тачках, т.е. пробках, и говорить нечего…

тут идея в том, что вы проживаете реально, а что воображаете, две стороны жизни, и лишь на одну падает выбор, и от него многое зависит в том, что называют (и часто совершенно неверно, искаженно) качеством жизни

 

кстати, именно от таких искажений и развивается цинизм; ведь человек привыкает, что все вокруг фикция, ничему и никому нельзя верить, и развивается в нашем человеке особый русский нигилизм, предельный, аж страшно становится

говорю: в нашем – именно из-за известной особенности национального сознания, которое все воспринимает экстремально, в нем мечта высокая, какая-то совершенно необузданная – реальная жизнь никогда ей и не может, и не будет соответствовать

вот тут и встает проблема влияний, той культурной экспансии, которая идет волнами на Россию с запада уже много лет; экспансия вообще вещь обычная, естественная, и перенять некие хорошие обычаи или установки вовсе не плохо – на этом мир стоит

но при этом, должна быть грань – и вот с этим на бесконечной равнине всегда были проблемы: не знали тут люди нормы ни в чем; а норма важна, потому что люди, проживающие на западе, по сути своей совершенно другие люди

это сразу понимаешь, когда видишь их не эпизодически, а поживешь среди них, всмотришься, поговоришь по душам, и если раскроется человек – сразу понимаешь огромную пропасть: только что руки и ноги те же…

самое главное, что отличает западного человека – игра

они все играют: играют на бирже, и преуспели; играют в разные спортивные игры – и снова тут опыт, искусство, азарт и вдохновение, и результаты налицо; играют в жизнь, чувства, и даже философия у них больше походит на какую-то игру в понятия

например, возьмут слово – например, дух – и пошло-поехало: могут два дня обсуждать бесконечно; слово конечно мудреное, тайное, однако тут дискуссия идет вовсе не с тем чтобы получить некий конечный результат: интерес в самой дискуссии, и они увлекают тебя, тут искусство спора

можно взять и любое иное слово: в Англии я присутствовал на дискуссии в течение трех часов по поводу слова «дарование»; смысл понятия не был выяснен, но спорщики безусловно показали собственные дарования в этой умелой и искусной игре

а вот у нас в Отечестве вовсе нет такого искусства: как сойдутся, сразу идет бесконечный, шумный и нелепый спор – дискуссия не получается, никто никого не слушает, и я понял так, что это не всегда от хамства или глупости, а просто люди пришли, высказали мнение – и точка, не находят никакого кайфа в игре

ну, про футбол и говорить нечего: наши «эксперты» никак понять не могут простой штуки: наш футболист умеет играть, ведь искусство сие невеликое, просто он не ощущает азарта игры, он другой человек; а чтобы прорвать оборону, надо стать вихрем, демоном – нашим не дано…

западная жизнь – спектакль (Дебора цитировать не стану), совершенно чистый спектакль, и это касается не только политиков; когда вы говорите с англичанином, он будет очень мил, и разговор покатится как по маслу; наговорит кучу комплиментов – о, какой английский! – но вы по сути ничего не узнаете; не ответит по-настоящему ни на один вопрос

отсюда, английский юмор, очень своеобразный – фигура ухода от ответа, от искренности, искусство экивока – а наш человек, совершенно напротив, искренен; у нас есть понятие совести – ключевое, коренное для всего нашего сознания (там и слова такого нету)

отсюда, совершенно другое миросозерцание, другая модель сознания, так что бывает весьма сложно объяснить иностранцу, как мы живем и чем дышим

так что вывод простой: трудно до настоящей жизни человеку добраться, а уж если чужие суррогаты взял на вооружение и стал жить по-чужому, кое-как, так и вовсе путь заказан

отсюда, и разное отношение к капиталу и тому строю, который для них – просто лафа, а вот для нас – не знаю, не уверен… потому что весь этот строй, с моей точки зрения, совершенно бесплодный, он единственный ничего не дал человеческой культуре и морали (он аморален)

он строится на профанации и игре, ведь эта конкуренция – главный мотор капитализма – и есть бесконечная тотальная игра, причем довольно жестокая, как известно; русский к ней совершенно не приспособлен, именно поэтому у нас процветает сговор (чего драться, когда мы можем сесть и распить бутылку и договориться) и коррупция

я утверждаю, что сам этот строй совершенно не годится для бесконечной равнины, не подходит к типу сознания; тут рынок ничего не решает – тут решает творческая воля человека, да и как может жить такая громадная страна без плана, без программы развития, без жесткого управления и контроля?..

ведь и свободу мы понимаем иначе, чем они, об этом уже тома написаны

так что у всех вещей есть оборотная сторона, и часто этот оборот становится лицом, и тогда беда; надо, чтоб мыслящий человек как-то разобрался с этой темой и яснее представил себе, где у него что

 

Дэвид Хо раскрывает тему маски; у него бесконечные вариации, в которых есть смысл: там зверь надевает маску и обретает лицо – тут примеривают чужие маски (вот наша тема), и в конце концов вместо морды оказывается пустота

ну и змеи, разумеется, которые тут означают вовсе не мудрость, а нечто обратное; даже, бывает, человек и к Богу обращается, и утверждает, что верует, и хорошие слова говорит (таких теперь особенно много)… только от них лишь змеи

шила в мешке не утаишь

27 октября 2017

Показать статьи на
схожую тему: