ГлавнаяИдеиActualЖенщина Пабло Пикассо: другой ракурс

Женщина Пабло Пикассо: другой ракурс

М. Маклюэн выделял

Способность художника уклоняться во все времена от лобового удара новой технологии и с полным знанием дела парировать такого рода насилие… Художник — это человек, который в любой области, будь то научной или гуманистической, уже сейчас сознает последствия своих действий и нового знания. Это человек с интегральным сознанием 1

отсюда, особый статус его иронии; вы видите одно – он другое; вам чудится, к примеру, становление нового образа энергичной, деловой, гармоничной женщины взамен прежней домашней рабыни – ура – а он видит странную метаморфозу формы, утерю стиля и вкуса, стандартизацию черт, в общем, смерть пола

В своей артистической игре художники открывали, что на самом деле происходит, и именно так они оказываются «впереди своего времени». Нехудожники же всегда смотрят на настоящее через очки предшествующей эпохи. Генеральные штабы всегда великолепно подготовлены к победе в прошедшей войне

П. Пикассо. Портрет женщины

это действительно верно в отношении всей этой «эмансипации», которая из обороны давно уже стала наступлением и захватом все новых и новых земель, которые они не в силах освоить, и отсюда нивелизация, утеря моментума, энергии созидания, усредненность и плоскость представлений

Пикассо все это выявил с удивительной прямотой и силой

художник смотрит со стороны, но видит объективную картину, он ощущает, чувствует ее, что называется, печенкой – видит суть, а не внешние формы, которые чаруют и магнетизируют современников; к примеру, вам так нравятся эти могучие САПОГИ, в которых вы ходите в любую погоду – ведь удобно, черт подери

да, но он-то видит в вас солдата, который марширует по миру, захватчика с звериной мордой – это просто впечатление, ничего личного, однако вы вдруг в какой-то миг ощущаете всю страшную правду этого прозрения…

кстати, думаю, вы не совсем поняли: он вовсе не против сапог или активных, энергичных женщин; я больше скажу: мы любим чувственных, активных, агрессивных женщин — есть такая слабость – только мы-то видим все это в общем плане, а не в сегодняшней вовлеченности и среде

так сказать, взгляд с горы

это будущее, когда сия агрессивная бестия вдруг осознает, что осталась в совершенном одиночестве, а вокруг лишь такие же бестии, с которыми слова не скажешь, и каким-то образом – как в русской волшебной сказке – она вдруг утеряла всю свою магию и ее чары ни на кого не действуют

напротив, мужики с опаской смотрят на эту фурию… впрочем, все это описано в греческих мифах совершенно ясно; в связи с чем я вот какой задаю себе вопрос: если все это описано так ясно, а вы все с дипломами – некоторые с тремя – и знаете истории, эстетику, экономику, астрономию — в общем, Фауст в юбке

так какого хрена вы никак не можете понять свое истинное положение?! — следующий портрет мне нравится, потому что там есть эта диагональ, о которой так вдохновенно писал Кандинский

причем, заметьте, что она общается сама с собой – гениальное прозрение в это одиночество красоты

но у нее и нет никакой красоты, она урод – почему? – почему он пишет такие уродливые портреты, которые наводят на простую мысль, что он один из нас, мрачных женоненавистников

наверное, не все так просто; известно, что он любил женщин (а мы именно потому и ненавидим этот, с позволения сказать, образ, что любим Женщину, это истина!) — значит, пишет правду, именно потому что у него-то есть этот Идеал, который вы, любезные и прекрасные, обратили в прах

и что нам теперь с вами делать?..

П. Пикассо. Голова женщины (Дора Маар)

итак, вот новая эпоха

двоение, фрагментация, атомизация – всех этих слов не было у вашей бабушки, но истина в том, что вы представляете сотую часть ее – души, восприятия, чувства и т.д. – о, конечно! – у вас много других достоинств…

впечатление, что его модели смотрят на себя со стороны, ведь женщина постоянно смотрит на себя с разных проекций, так что обязательно развивается некоторое косоглазие; словно она теперь наконец-то наделена способностью окинуть взором всю форму

о содержании никто как-то не думает

тут еще стандартизация, ужасная, уникальная, безысходная! – прежде были дурнушки, девы скромные, фригидные, затырканные, так что глаз не смели поднять, рабыни, служанки, а иные убегали с сержантом, и пр. – теперь же все совершенно иначе

теперь все с сержантом, иначе говоря, у всех одна судьба – равенство – и современные технологии помогут любую внешность подогнать под стандарт; множество вещей и техник для создания образа, маски; женская алхимия кипит вовсю, философский камень найден

мода стала религией века, и все усилия во имя одной цели: выполнить стандарт; только оказывается, что никому не нужен этот стандарт, вот беда; к тому же, мода по сути своей легковесна и лишает человека содержания (а попутно и свободы), потому как вопрос «кто я?» он уже не задает – как и прочие подобные

собственно, отрицание таких вопросов и вообще смысла – функция моды, как сформулировал умный Р. Барт, так что не помню, кто там что болтал про свободу…

в общем, тут перед нами шутка, в которой оказывается слишком много правды – вы можете не обращать на нее внимания, тем более что жизнь-то шла все вперед в том же направлении, и у нас теперь гораздо больше поводов для размышления, чем в бурные 30е


1. М. Маклюэн. «Понимание медиа», с. 39.

10 января 2021

Показать статьи на
схожую тему: