ГлавнаяИдеиActualДробление

Дробление

Я ничего не мог узнать, погружаясь в объект;
я узнаю лишь погружаясь в субъект.
Н. Бердяев

жизнь становилась все более стремительной и многообразной; человеческое сознание стремится отразить окружающий мир, каким-то образом объять его, однако многообразие явлений вовсе не означает прибытка самого бытия, появления новых значений

отсюда, дробление: то же содержание жизни является в разных формах, их становится все больше, и сознание дробится, теряет цельность и какие-то нормальные цели и смысл жизни – мельчание, плоскость, пошлость…

в конце концов, человек предпочитает понятное и плоское глубокому и вечному, и так рождается современный мещанин, которому масс-культура поставляет все нужные радости жизни и развлечения, но все время в движении, дроблении, и вся эта масса сегментируется дальше, обращаясь в человеческую пыль

в 20е годы они ощущали это очень резко и ясно: революционная стихия, самая плоская и лживая из возможных, захлестнула их и накрыла с головой, которая совершенно переставала соображать (когда человек орет, он вообще плохо соображает)

И. Пуни. Универсальный музыкант

гуманизм и стал таким манифестом застоя, остановки, отречения от высших ценностей; все в человеке – и все прочее можно было выбросить за борт стремительно несущегося корабля; человек – высшая ценность – прочие ценности отпадали сами собой, ведь они требовали напряженного труда сознания, а тут все готовое…

на картинах Ивана Пуни человек дробится, обращается в какой-то конгломерат, совмещает функции, исчезает; для него характерно не стирать лиц: мертвое лицо парит над утерянной фигурой, и понимаешь, что они уже никогда не встретятся

в этом дроблении, этом бешеном кубизме без границ была какая-то обреченность; такие фигуры что у него, что у Малевича безвекторны, застылы, словно получив мощный удар, который раздробил форму, и эта утеря формы — важная черта времени

то есть вы можете смотреть на такие картины по-разному: умно рассуждать о дроблении формы или просто сказать, что формы больше нет – а значит и содержания, не так ли…

в этом нашем авангарде нет той самой «живой жизни», нет настоящей страсти, упоения, холодная рассудочность профанов

«мы были задавлены эстетическим вкусом, — глаголет Малевич, — а искусство должно идти к сложности…» 1 — и верно, и хорошо, только ведь есть сложность новых смыслов, а есть просто усложненность формы, которая без этих смыслов оказывается искусственным образованием, мертвечиной

Художник может быть творцом только тогда, когда формы его картин не имеют ничего общего с натурой

но содержание-то имеет нечто общее с натурой, то есть с миром человеческим? – или это какая-то другая галактика?..

размышляю об этом, сравнивая их с другими художниками, которые совершенно иначе смотрят на человека ХХ столетия

тут человек стал материалом, утерял собственное я, самость, влился в поток автомобилей, аэропланов и новостей, попал на конвейер и отныне уже не обладает каким-то уникальным качеством

это плод новой жизни, в котором оказались перемешаны все классы, все сословия, уничтожены тайные и явные иерархии, все равны и все утеряло значение; обезличенность полностью овладела этим обществом, и скоро эти одинаковые и обезличенные куски поступят в мясорубку…

 

кажется, тут есть некий закон творчества

само дробление всегда привлекательно для художника, открывает новые возможности и пр., только он должен помнить, что здесь тупик; оно противоположно тому возвышению человека, той тайной поэзии формы, которую открыли итальянцы в метафизике

И. Пуни. Автопортрет в зеркале

это не критика и не осуждение, и напротив, эти художники довольно чутко выразили идею времени: существуют, видимо, времена, когда личность неудержимо дробится, теряет смысл, растворяется, и никто тут не может помочь; возможно, это вообще некие циклы развития человечества?..

однако, полагаю, что повторять с гордостью имена, потому что за них на заморских аукционах платят миллионы долларов, — это нелепость и слабина; пора нам переосмысливать некоторые явления культуры ХХ столетия

тут очевидное отношение: чем больше автоматизма и пиетета к пустоте – тем мы слабее; чем критичнее и глубже мы смотрим на собственную культуру и историю – тем мы сильнее, тем плодотворнее сегодняшний творческий потенциал; а в нашем пантеоне давно пора произвести решительные перестановки

и тогда увидим, что многие фигуры остались в своем времени, да и сами времена обретут свое настоящее значение

 

мы ощущаем сегодня новое нарастание этой стихии дробления, людьми овладевают мелочи и несут их единым потоком к черту – никто не в силах остановиться, мышление, сознание, поэзия – все решительно выбрасывается за борт стремительного бега в никуда

и так же дробен монтаж этих фильмов, где сплошные вспышки, взрывы, резкая смена планов, сама камера дрожит, взлетает – все в движении и ни в чем нет никакой идеи, никакого человеческого содержания – брожение пустоты, которое отражает состояние современного сознания

кстати, в искусстве часто бывали явления, которые реально отражали современность, казались очень динамичными и позитивными, а затем оказывались смыты временем именно в силу этой самой «актуальности», там не было ничего, кроме этой актуальности

и напротив, вот, Кирико возрождает античные идеалы, а Гумилев скептически относится к современности, он «вежлив с жизнью современною», но не более того: художник обязан пронести главное, не утерять этой цельности, высоты идеала – и ему наплевать, что происходит с этими идеалами на площадях…

такой художник может остановить слепой поток, стремительно мчащийся в никуда; и кстати, в этом потоке, естественно, всегда первую скрипку играет скорость, так что поглядите внимательно вокруг…

один опытный учитель мне объяснял свои мудрые методики: у них, говорит, клиповое сознание, и они не станут вас слушать, если будете долго объяснять; они не могут, говорит, прочесть больше одной страницы, значит надо давать материал в клипах, картинках и пр.

он решил приспособиться к этому новому сознанию поколения придурков, это мне напоминает чудака, который бежит параллельно движущемуся автомобилю и пытается читать таким образом лекцию…

думаю, надо остановиться; и перестать употреблять идиотские словосочетания: клиповое сознание означает пустое сознание, опустошенное, дебильное, профанное, звериное – я могу нанизывать синонимы до вечера и все они будут подобного рода; надо попробовать вернуть себе человеческий образ

и на этом пути попытаться переоценить пройденный путь, в том числе и совок, и всю эту странную культуру, сплошь построенную на лжи; это трудная переоценка, трудный процесс, но именно молодым он под силу – и тут нужно то, что Ницше назвал «волей к власти»

вот с этим на бесконечной равнине всегда была проблема

***

Примечание

тут речь не идет о оценке творчества тех или иных художников, дело не в ярлыках; просто нужен процесс осмысления; я вовсе не претендую, что именно мое осмысление самое верное, потому что у меня свой взгляд, чисто субъективный и я не стремлюсь к объективности (если она вообще возможна)

проблема в том, что стало слишком много целевой информации, которая призвана воздействовать – и она действует, размазывает людей по плоскости, погружает в игры, цепи фактов, в которых нет смысла и значения; это и есть процесс горизонтальной культуры, сам процесс у нас давно уже остановился: раздувают щеки, произносят с значением великие имена, а на самом деле полная пустота

значения достигаются лишь в вертикальном измерении сознания, и если его у вас нет, совершенно бесполезно обучение; все современное обучение на 90% совершенно бесполезно и лишь уводит в тупики

поэтому речь не о том, чтобы непременно расставить по местам все фигуры в нашем искусстве ХХ века, а в том, чтобы начать настоящее исследование, обучение мыслить, быть, дать наконец нашу собственную, аналитическую оценку многих явлений

не в этикетках, которые надо прилепить к бюстам, а в смысле, идее, творческом импульсе, которые родятся в нас; потому что если уж формулировать главную проблему страны сегодня, так это и будет везде именно отсутствие идеи, смысла, исчезновение субъекта, ноль творчества


1. Минифест, с.26

29 сентября 2017