ГлавнаяДраматиконКиноСтэнли Кубрик. «Механический апельсин»

Стэнли Кубрик. «Механический апельсин»

Тут самое интересное — эстетика, а не тема. Чуть сдвинуты цвет и фактура, и получаем киночудо: цивилизацию манекенов, и все манекены, живем среди догм-манекенов, а потом удивляемся, что в пустоте рождаются дьяволы — и усмиряем их, обращая в беззащитных пауков.

Бетховен и фашизм, цинизм и любовь, аморальная старость, аморальная юность — все сосуществует в этом пестром клубке нелепостей; поразительно музыка объединяет страшные сцены избиения и насилия, обращая их в условный язык художника; от косметики до движения все здорово продумано в этом красивом фильме.

Но и тема хороша. Их несколько:

1/ мы не несем ответственности за порождаемых нами чудовищ,

2/ мы умеем только карать — не умеем воспитывать, и насилие рождает насилие,

3/ тема родителей: в нас нет этики, вернулись в родимую Др. Грецию,

4/ прогресс науки без этики — тема известная, тут уже просто человека убивают,

5/ весьма глубокая тема скуки: наша цивилизация скучна, в ней нет воздуха, красок для молодых, отсюда протест, жажда вырваться из культуры, которая и принимает соответствующие формы — а иных принять не может.

Потому что эта культура бездействует, вот что мучит художника, и Вагнер, и Бетховен обращаются в чудовищ; тут как бы эффект ящика Пандоры.

 

Есть и более ясные, но не менее интересные вещи: в обществе существует некое равновесие сил, и человек входит в него полным сил и находит свой путь. Если же смирить его — а генетика шагает вперед и способна будет скоро на все, — то получаем труп.

Тема самая явная: нельзя воздействовать на мозг и психику, нельзя ломать человека, он слишком сложен, и мы, произнося высокие слова, совершенно утеряли вкус к духовным святыням и понимание гуманизма тоже утеряли. Фильм об утерянных ценностях. Пустые помещения, ночь, пронзаемая голубым холодным светом…

В сущности, имеем ведь мы право защищать себя от нападения подобных существ? Сержант прав! Но тут в корне дела лежит роковая ошибка, нелепость. Мы бессодержательны — вот главная мысль Кубрика в этом фильме; люди в кафе — вот корень зла. В пустоте заводятся дьяволы, и самое страшное: наша неспособность на этот самый новый путь — это мучит художника больше всего. Потому что в основе его мировоззрения — прорыв, открытие, если этого нет, то что мы станем защищать? Нашу безопасность. Вот оно что: кроты, мещане, укрывшиеся в норах среди сотен томов и дрожащие за свой комфорт… Ждите возмездия.

Мысль Ибсена о юности-возмездии пронизывает всю современную западную культуру.

15 августа 2019

Показать статьи на
схожую тему:

Оглавление
  1. Федерико Феллини. "Город женщин"
  2. Ингмар Бергман. "Сквозь тусклое стекло"
  3. Ингмар Бергман. "Зимний свет" /Причастие/
  4. Кен Рассел. "Смещение сознания"
  5. Кен Рассел. "Валентино"
  6. Кен Рассел. "Готика"
  7. Ингмар Бергман. "Молчание"
  8. Братья Тавиани. "Хаос"
  9. Джонатан Дэмме. "Филадельфия"
  10. Ингмар Бергман. "Седьмая печать"
  11. Питер Гринуэй. "Зет и два нуля" и "Брюхо архитектора"
  12. Питер Гринуэй. "Контракт рисовальщика"
  13. Франсуа Трюффо. "Невеста в черном"
  14. Франсуа Трюффо. "Последнее метро"
  15. Франсуа Трюффо. "Ускользающая любовь"
  16. Федерико Феллини. "Голос луны"
  17. Й. Стеллинг. "Стрелочник" и "Иллюзионист"
  18. Ежи Кавалерович. "Поезд"
  19. Фильмы Жан-Люка Годара
  20. Кшиштоф Кеслевски. "Три цвета: синий"
  21. Кшиштоф Кеслевски. «Три цвета: белый»
  22. Акира Куросава. "Расемон"
  23. Райнер Вернер Фасбиндер. "Кулачное право свободы"
  24. Мартин Скорсезе. "Последнее искушение Христа"
  25. Альфред Хичкок. "Психо"
  26. Бернардо Бертолуччи. "Последнее танго в Париже"
  27. Дерек Джармен
  28. Бертран Блие
  29. Андрей Тарковский
  30. Карлос Саура
  31. Кен Рассел. Листомания
  32. Питер Гринуэй. "Интимный дневник"
  33. Стэнли Кубрик. "Механический апельсин"