ГлавнаяДраматиконКиноЙ. Стеллинг. Летучий голландец

Й. Стеллинг. Летучий голландец

методом фарса

1

художник идет через смерть и муку — страшась и отвергая их, все же идет только к ним, и постепенно преодолевает земное притяжение, именно потому что на земле слишком много мук, слишком тяжела была для него земля; это как Иисус им сказал о том, что мир будет преследовать, но чтоб не боялись мира, «ибо Я победил мир»

и тут он именно побеждает мир, который посадил его в тюрьму за мечту, который стремился лишить его памяти и рода, отца и Бога, заменив Бога ничтожными причиндалами и символами, потому что эти мещане создали символический мир, а он пытается идти через реальность, стать сущим, хлебнуть земли — даже навоза! — потому что именно в навозе истина

ведь там недаром сказано, что люди — навоз, это сказано в том смысле, что «блаженны нищие духом», надо суметь соотнести себя с окружающим, реально понять, кто ты есть

 

а о чем весь сыр-бор? почему феодалы и клерикалы преследуют Голландца? тут есть национальная тема, о которой можно погадать ниже, но в первую очередь герой в течение всего фильма пытается познать себя, стать самим собой, и именно на это наложен запрет; читай: художник совершает акт самосознания, и это и есть самое опасное для мещан всех мастей и времен

в фильме Стеллинга встает Голландия Золотого века, эти лица, эти маски, воротники и гордые позы — все это знает любой образованный человек, однако тут вдруг и неуловимо блеск уходит, и самая настоящая жуткая и смердящая реальность вылезает из-за пышных декоров

оказывается, эти синьоры ван Дейка и Хальса, эти дамы Вертмюллера — только маленький балкон, с которого они швыряют монеты вниз; осторожнее с этим режиссером, тут не социальный подтекст, а именно эстетика: сказано в том смысле, что в искусстве эта передняя линия — лишь тонкий слой крема, и в любой бытовой сцене Остаде больше смысла, чем во всех этих воротниках!

 

тема Летучего Голландца — самая интересная и простая: не было никаких огней Св. Эльма, выдумка — загадочный корабль, из которого его капитана утащили и швырнули в вонючий колодец за всякие бредни о корабле с тремя мачтами!

он был летающим, а не летучим, из всей этой многовековой культуры, страданий и бедствий он вышел духовным человеком, к чьим стопам уже не пристанет никакой навоз, да, он оказался неуловим для тюремщиков, которые ищут его и не могут найти в собственной тюрьме

 

но любовь умерла — любовь земная не выживает в этих бедствиях, и вся надежда на сына, на будущее; вот ведь какая притча: наши писатели конца века хоронили Европу, называли ее кладбищем, а оказывается, она смотрит в будущее, она полна надежды, и в первую очередь ее надежда связана со всеми этими летучими голландцами, с мифами, с таинствами, в которых люди упрятали смысл этой сложной жизни и в которых он дремлет, как бабочка в коконе, и в определенный миг выпрастывает крылья — и спасает душу

 

2

все это делается методом фарса; в фильме странный монтаж, совершенно новый и, на мой взгляд, малоэффективный; однако фарс великолепен, как всегда у Стеллинга, потому что он в первую очередь художник гоголевского дарования — мастер фарса

гений — это противоречие; фарс построен именно на противоречии здравому смыслу, антитезе рассудку; в фарсе все возможно, фарс есть выход из тисков природной необходимости

у Гоголя фарс — всегда выход из природы, он выпрыгивает со своими героями из реализма на каждой строке, и тут тоже все идет через фарс

по сути ведь и сюрреализм — просто фарс, совмещение несовместимого, в котором возникает надсмысл, поскольку никто уже не удовлетворяется просто смыслом

у Стеллинга возникает ситуация, когда герой в своем сознании совершенно выходит из рамок реальности: совмещены лето и зима почти в одном кадре, так преодолевается время, и он живет в Вечности, и когда вода проникает в его корабль, и он кричит, что плывет, нас это уже совершенно не удивляет

фарс помогает художнику сказать о главном, ведь искусство, философия в обыденности — ничто иное, как фарс, нечто совершенно немыслимое, вещь не первой необходимости; некий штырь, который торчит и мешает обычному повседневному скотству

но искусство фарса состоит в том, что не надо делать из него комедию(!), фарс не в смешном, он трагикомичен, и трогательное, безысходное, любовь и убийство сплетаются тут так, что понимаешь вдруг что-то главное о жизни, в которой переплетено столько всего, что ни один мыслитель не выведет формулу;

это фильм о непостижимости жизни, о таинстве любви, которая каким-то образом открывает двери темниц и дарует счастье полета наперекор всей махине человеческого скотства

***

да, видимо, комментировать кино не нужно; у меня вообще вызывает сомнение эта мысль о «приобщении» — простая и вполне обыденная и всеми принятая мысль о том, что молодых людей следует приобщать к серьезному кино, чтобы они не гоняли по улицам на мотоциклах и не смотрели втихаря чернуху; мне не кажется это актуальным и нужным; человек сам выбирает путь и только тогда идет по нему сознательно, живет талантливо, с толком; нельзя навязывать, особенно когда речь идет о самых предельных высотах духа; это не для всех, и так должно быть

29 октября 2019

Показать статьи на
схожую тему:

Оглавление
  1. Федерико Феллини. "Город женщин"
  2. Ингмар Бергман. "Сквозь тусклое стекло"
  3. Ингмар Бергман. "Зимний свет" /Причастие/
  4. Кен Рассел. "Смещение сознания"
  5. Кен Рассел. "Валентино"
  6. Кен Рассел. "Готика"
  7. Ингмар Бергман. "Молчание"
  8. Братья Тавиани. "Хаос"
  9. Джонатан Дэмме. "Филадельфия"
  10. Ингмар Бергман. "Седьмая печать"
  11. Питер Гринуэй. "Зет и два нуля" и "Брюхо архитектора"
  12. Питер Гринуэй. "Контракт рисовальщика"
  13. Франсуа Трюффо. "Невеста в черном"
  14. Франсуа Трюффо. "Последнее метро"
  15. Франсуа Трюффо. "Ускользающая любовь"
  16. Федерико Феллини. "Голос луны"
  17. Й. Стеллинг. "Стрелочник" и "Иллюзионист"
  18. Ежи Кавалерович. "Поезд"
  19. Фильмы Жан-Люка Годара
  20. Кшиштоф Кеслевски. "Три цвета: синий"
  21. Кшиштоф Кеслевски. «Три цвета: белый»
  22. Акира Куросава. "Расемон"
  23. Райнер Вернер Фасбиндер. "Кулачное право свободы"
  24. Мартин Скорсезе. "Последнее искушение Христа"
  25. Альфред Хичкок. "Психо"
  26. Бернардо Бертолуччи. "Последнее танго в Париже"
  27. Дерек Джармен
  28. Бертран Блие
  29. Андрей Тарковский
  30. Карлос Саура
  31. Кен Рассел. Листомания
  32. Питер Гринуэй. "Интимный дневник"
  33. Стэнли Кубрик. "Механический апельсин"
  34. И. Бергман. "Женщины ждут"
  35. Й. Стеллинг. Летучий голландец