ГлавнаяARTEВ тесноте

В тесноте

…совершенная теснота, и дело даже не в том, что в Европе мало пространства, а это уже сущностная черта европейского мышления: сдавленность, скученность, взаимозависимость

а может и правда, такая скученность и теснота, когда люди всегда рядом, содействуют лучшему взаимопониманию? – некому идейному и моральному единству (такое же явление наблюдается, например, в Китае)

и напротив, на бесконечной равнине, где вы встречаете пяток особей на пять километров пространства, понимание не столь важно и какое там может быть единство? – ведь мы знаем, что нельзя объять необъятного…

так что пространство играет огромную роль в формировании сознания человека, как и время, и это надо учитывать, когда формулируешь некие требования; так что кубизм недаром родился именно в Европе!..

именно поэтому в России он быстро выродился в супрематизм, потому что нет никакой нужды создавать такие сложные конструкции, тут полно пространства, куда и устремлялись кубы и прочие простецкие штуки Малевича

А. Глез. Собор

Глез тоже выражает это напряжение пространства, когда предметов на столе слишком много, и возникает сложнейшая конструкция, нагромождение, так что (у меня впечатление) предметы ищут лучшую позицию, при этом нарушая все законы, в том числе и закон тяготения

так и люди в условиях крайнего напряжения и постоянных конфликтов интересов ищут оптимальные формы взаимодействия и кооперации, добычи ресурсов и влияния – в чем Европа весьма преуспела

такая живопись действительно является не только отражением самой этой скученной, тесной жизни, но и передает основное настроение активности, человеческой сознательной энергии, которая заполняет своими творениями все пространство – но это не всё…

 

в тесноте рождаются уроды

помню рассказ Мопассана – по-моему, он так и назывался «Мать уродов» — о беременной женщине, которая желала сохранить талию и стягивала живот так что рожала одних уродов; ну, это крайний случай, хотя такое сознание конечно испытывает много напряжения – не без последствий

вообще, в таких условиях рождаются определенные идеи, соразмерные пространству и возможностям, и мораль, и то же понятие свободы, совершенно не применимое на бесконечной равнине

и когда мы проводим сравнения, например, темпов роста, то понятно, что теснота рождает ускорение, в то время как люди равнины вообще никогда никуда не спешат; это не хорошо и не плохо – просто они живут и мыслят совершенно иначе

и тут перед психологами, социологами встает вопрос о границах человеческого сознания, его возможностях и естественной среде; мы меняемся, и все эти напряжения и кризисы не проходят даром…

и в Европе сложились определенные критерии и понятия, которые были механически перенесены на прочие культуры – в этом, собственно, я вижу корень всех бед и катастроф в современном мире: всех пытаются мерить по одной мерке, все обязаны жить одинаково — идиотизм этого подхода я не способен обсуждать или опровергать

но художники были иного мнения, и поэтому в опусах Магритта, Делоне, Брака, Глеза, Метценже, Пикассо и пр. мы видим распадение личности, которая не выдерживает нагрузок; художнику вообще свойственно естественное мироощущение и некая внутренняя гармония, которую он вовсе не находит в согражданах

Ж. Метценже. Портрет Альбера Глеза

все-таки человек – существо зависимое

он пальцем не шевельнет, пока жизнь не заставит; посмотрите хотя бы на современные технологии, которые умеют предсказывать землетрясения и цунами, космические бедствия и политические и экономические кризисы и пр., и однако ничего не меняют в нашей жизни, ничего толком не предугадали

поэтому нужда гонит человека вперед, в тесноте возникает конкуренция и оказывается могучим средством прогресса – и напротив, блаженные дикари сидят среди необозримых своих земель и в ус не дуют; художник всегда на стороне последних, потому что он шкурой ощущает бесплодность усилий цивилизации, нелепость этого скакания вперед и вперед, пустоту всего этого «прогресса»

и не обязательно даже брать крайние варианты, чистый экспрессионизм (Бэкон), однако и самые мирные стили дают нам тот же ответ, и ответ этот звучит примерно так: люди цивилизации достигли больших успехов, однако на этом трудном пути они многое утеряли; и совершенно не ясно, каково истинное соотношение достижений и потерь

19 января 2019

Показать статьи на
схожую тему: