ГлавнаяARTEСовременные художникиЯн Туроп, портрет на фоне

Ян Туроп, портрет на фоне

у Шлеммера человек представлен странным образом: бесконечные проекции, которые, однако, ничего не добавляют к осмыслению фигуры; лицо становится болванкой манекена, тут влияние Кирико, но не следует спешить с этим сравнением

в этой «чистой» метафизике не намечено никаких связей и смыслов не возникает, получается просто дробление, понятный процесс в современном сознании и вряд ли достойный такого детального освещения…

это похоже на попытку прочесть человека, художник всматривается и… вдруг делает вывод, что читать-то нечего; такая позиция никак не может меня устроить

человек на рубеже веков, в эпоху символизма, задумался о том, как же так, он столько уже знает о жизни – а все равно не может победить смерть? – очень наивная ситуация сознания, которая продолжается и сегодня

они очень чутко исследовали век свой и пришли к выводу, что живут скорее в аду, чем в раю; кризис религии лишь подтолкнул к такому выводу, потому что люди 90х уже совершенно не могли черпать утешение и упование в Боге

отсюда, тема фатальности и обреченности человека

знание вообще лишает нас горизонта, в этом его парадокс; те вещи, которые я прежде исследовал сам, теперь мне поднесены на блюдечке – а кто ж станет есть с такого блюдечка – и получается, что человек пролетает целые эпохи познания; много информации – и никакой мудрости

мало что пережито по-настоящему, нет озарений, нет роковых вопросов, все слишком просто и плоско, и тут образовалось два потока сознания, два пути: упрощение – человеческое лицо, превращенное в плоскость – и, напротив, усложнение – в символизме

на каждом этапе познания человек приходит к новой сложности; Ян Туроп выражает это изящно и решительно; «мистическая рука» ведет его героев «другим путем», мифические персонажи оживают в сложном мире, наполненном смыслами – в то же время, совершенно иная сложность бытия

это первый урок для художника: если перед вами стоит такая вышеуказанная дилемма, никогда не надо упрощать; лучше придумать лишний круг – никто не ведает, куда он вас заведет – чем сразу отсекать на первый взгляд «не нужные» вещи

мир человека усложняется, и можно даже без всякого анализа сказать, что адаптаторы заведомо не правы – и как правило бездарны

 

фатальность царит над миром

самый любимый образ Туропа – могила, но могилы его как правило пусты; «где же твоя победа?» — восклицает он, и смерть оказывается участницей сложного симфонического действа, в чем уже вижу глубокую мудрость художника

дело в том, что упрощение губительно и порождает в том числе и чувство обреченности, потому что проводит как бы одну прямую – рождение-смерть – в то время как, разумеется, наша жизнь гораздо сложнее

и проблема не в том, чтобы продолжить прямую до бесконечности – уж тут все согласны: я лично не понимаю, что бы стал делать в этой бесконечности, вот такой как я есть сегодня? – а в том, чтобы раскрыть свое сознание, познать себя, стать собой и пр.

человек не нота в хаосе, а сложная симфония жизни в Космосе бытия

только такое усложнение позволяет мне совместить мое знание, открытые мне новые горизонты – и мир, природу, Бога в этом живом Космосе, который один способен победить бушующий хаос; и это я вижу ясно на картинах Туропа, где Космос разворачивает планы Бытия

тут человек не отступает перед загадкой, а восславляет ее

Я. Туроп. Фатальность

в юности все мы увлекались наукой, потому что в какой-то момент поверили, что существует некая «гуманитарная наука»; я помню то очарование, которое мы находили в научной речи, в этих каскадах терминов и постоянном усложнении текста

сам текст, игра понятий были красивы, увлекала его загадочность: он словно средневековый замок был надежно защищен рвами от профанов, и я понимаю это очарование сложности, в которой было стремление к точности передачи нюансов и значений, часто плохо уловимых…

такой язык позволяет не доводить дефиницию до ясности, останавливаться на той ступени, которой ты реально достиг; собственно язык и был единственной научной категорией во всей этой «науке»

усложнение рисунка импонирует и отражает объективный процесс познания

и не только это: посмотрите на русский пейзаж, на Саврасова, у которого безграничные дали тонут в дымках, и людей и домов вовсе нет – все поглощает это пространство, которое человек еще не завоевал

в Европе не так, там человек освоил пространство, что находит отражение в живописи, которая чутко фиксирует эту terra cognitum – отсюда сложные композиции картин Туропа, отсюда кубизм, который открывает новые планы существования

сравните это с русским авангардом, всем этим «супрематом», который улетает неизвестно откуда неизвестно куда – и вам многое станет ясно в культуре, жизни, политике и судьбах Европы ХХ века; тут рост – там цветение; в принципе, в историческом плане, преимущества не очевидны…

1 октября 2019

Показать статьи на
схожую тему: