Michael Peterson: wood

размышление глядя на деревяшки

 

эта художественная идея подмены материала: вы думаете, что это ржавое железо, а на самом деле это настоящее дерево, искусно обработанное и выражающее некие идеи, — отличный сюжет; мы живем в мире фикций, все не то, чем кажется

искусство прячется в обычных вещах – хоть в таком вот якобы куске железа, в хламе, в мусоре – оно осталось на свалке вашей потребительской беспечной жизни, в которой не осталось ни грана настоящей красоты, не говоря уже о каком-то смысле…

вам приходится сделать усилие, чтобы подойти и рассмотреть эту свалку и найти в ней совершенно необычный рисунок, фактуру и искусную работу настоящего мастера – это притча о современном творчестве и восприятии, которое становится поступком

при этом, он не допускает никакой эстетизации, словно всеми силами пытается утвердить мысль о идейном, и по сути – философском пафосе своей работы

 

отрава

зрение художника устроено особым образом: тут максимум восприятия, ничто не ускользает, но все очертания, цвета, пятна, фигуры порождают сочетания и могут стать сюжетом; отвращает пошлое и крикливое, оно сразу исключается, т.е. идет постоянный процесс отбора и сортировки впечатлений

обычное зрение отравлено ложными образами, пошлостью, рекламой, оно воспринимает все подряд и поэтому уже не в силах работать аутентично; сами производители этой ерунды давно отравлены и утеряли всякий вкус, дурной вкус становится нормой и даже предписанием

в большинстве рекламных роликов он выпирает, лезет в глаза как типичный и массовый – на самом деле, он уникален и именно пошлостью, намеренной пошлостью и берет, обращает внимание, поражает и пр.

обыватель не может защитить свое сознание, оно слишком открыто любым воздействиям, и тут настоящему вкусу нет места, у него нет шансов прорваться сквозь эту дурь, перемены теперь пошли еще быстрее, и массовое сознание, школа, ТВ создали условия для бурного роста хамства, которому уже нет реальной альтернативы

в этих условиях позиция настоящего художника — несогласие, бунт, полная отрешенность от общества, а не стремление как-то вписаться, быть полезным в производстве этой мути etc.

 

тут выбор материала очень важен

когда Джакометти строит свою деревянную композицию, у него получается слабость, хрупкость, намеренная неслаженность, и этому впечатлению способствует дерево как естественный материал

Питерсон, напротив, подчеркивает в нем живое, выявляет в куске дерева максимальное количество натуральных свойств, так что язык не поворачивается назвать эту деревяшку просто материалом или сырьем!..

именно поэтому такие живые формы эстетичны и содержательны, сам по себе материал в таком исполнении – прекрасен, в отличие от бурных изысков массового поп-арта, которое в декларации прогрессивно, а на самом деле давно упало в яму пошлости и барахтается в ней

мое усилие переходит в сам материал; что проку выражать какие-то высокие идеи, если никто не обращает на них никакого внимания? – что толку пытаться воспитывать глухое и слепое человечество? – тут, в материале, я творю свой маленький аутентичный мир

это мое маленькое открытие, понятное только посвященным – остальным наплевать на все, и я поступаю по отношению к ним точно так же

образ намеренно скрыт – как поступали древние мудрецы, любые мудрецы, пряча смысл и символ в бесконечных притчах, мифах и мудреных обрядах, и иногда мне кажется, что я сам уже внутри моего дерева, стал его частью, это добротное тело, в котором нет пустот или гнили…

да, дерево – особый материал, ведь в нем уже содержится прекрасная идея природы, натурального предмета, так сказать, вещества жизни; оно не даст тебе делать с ним что попало – хотя бы потому что есть его живая структура, особая фактура и цвет; попробуйте покрыть его лаком, и оно умрет

поэтому такой сюжет развивается особым образом: тут сам материал заведомо таит в себе определенный свод идей и представлений, которые вы можете защищать или оспаривать, однако вы не сможете их игнорировать и делать абсолютно свою личную идею – только не в дереве, сэр, нет и нет

оно сразу выявляет случайность и мелочность иных сюжетов, когда составляют рейки, пытаются изобразить что-то, игнорируя саму природу материала, т.е. в каком-то смысле дерево оценивает мастера…

12 июля 2019

Показать статьи на
схожую тему: