Лакуны

очень много фигур, которые нельзя даже назвать фигурами, потому что там отсутствует большая часть лиц или торсов: прорехи, лакуны, пустота, и это сквожение сначала говорит мне о пустоте, собственно внутренней пустоте, однако я не нахожу у этих художников критического пафоса – скорее, тут другое

художник реализует самые разные метафоры и метонимии, в основе — стремление умолчания, недосказанности, уход от выявления сущности объекта; и тут рождается следующая идея

искусство обнажает, художник выявляет смысл: начиная от простого психологического портрета, который сегодня мало кого волнует при всей этой психоаналитике, вплоть до глубин экзистенции; ясно, что современный человек просвечен насквозь, мы все знаем о теле, о душе, о… стоп

М. Альфано. Бесконечный разум

а что, собственно, мы знаем о главном? – не лучше ли остановиться и допустить, что я – для вас – так и остался загадкой, и сканирование любого рода ничего, в сущности, не открывает… такая позиция сулит нам с вами известные выгоды

во-первых, сразу возникает доверие, потому как если я – для вас – как груша на блюде, и все ясно, так мне как-то обидно, и о чем я могу вам поведать, что раскрыть (вы и так утверждаете, что все ясно); тут ведь на самом деле поверхностность и легкомыслие современной науки и ничего больше

во-вторых, теперь можно идти дальше… и вот тут важный момент: мы с вами еще подумаем, как и куда идти, с какой скоростью двигаться; мы проанализируем, а что действительно мы знаем друг о друге? – не есть ли это знание фикция, набор универсальных (и потому бесполезных) догм?..

а ведь так и получится, если оставить привычную гордыню царей природы да присмотреться внимательнее…

 

этот монолог вовсе не направлен против науки; просто, в течение своей жизни – работая в институте, или когда писал рефераты, диссертации, или когда издавал реферативный сборник – я честно и тупо никогда не понимал так называемых гуманитарных наук

почему они науки? – где опыт, эксперимент, закон, доказательство? – это самые настоящие искусства – тут проблема, конечно, и вы сразу ее поняли: если искусство, «потребен гений», а где ж взять столько гениев… дальше понятно

тут словом «наука» прикрывается бездарность и бесплодие, и очень часто откровенная пустота в мозгах

где в фокусе человек – не может быть никакой науки, а нужна глубокая интуиция, чувство, развитый интеллект, уважение и понимание, в том числе и уважение к откровениям и верованиям, и культура… короче, тут нужно неизмеримо больше, чем увлекательная (и красивая) игра с формулами

мы свидетели эпохи гибели гуманитарности – в любом смысле слова, потому что все они естественным образом связаны

и наиболее чувствительные и глубокие предлагают остановиться, прекратить «научную» болтовню и прочую демагогию и снова посмотреть на человека: не как на объект психоанализа или в плане бесконечного продолжения жизни, а на человека как духовное и потому явно таинственное существо

это связано с нашим отношением друг к другу; вот строка из пушкинской трагедии о Моцарте и Сальери; Моцарт бросает другу короткую фразу о Микеланджело:

Он же гений,
Как ты да я…

вот отношение художника, гения к собрату: не зависть, не корысть, не представление о нем как о какой-то блохе – а ведь он не может не знать истинную величину таланта Сальери, все понимает! – но это жрец, служитель Искусства!

у нас совсем иное отношение друг к другу, к гениям и нет, к власти или простым обывателям, к тем, кто смотрит ящик и к тем, кто пытается писать стихи: отвращение, снисходительность, странная гордыня пигмеев – да, потому что такое отношение бумерангом летит прямо нам в лоб…

на месте чувств, мыслей, традиций, уважения — лакуны! – поразительная пустота, которая воспроизводит сама себя, а как иначе…

это род отчаяния, а современный человек, мыслитель просто не может себе позволить этого уныния, к тому же, вот мысль самого, пожалуй, глубокого пессимиста в современной культуре, Сиорана:

В каждую из эпох люди совершенно справедливо полагают, что именно на их глазах исчезают последние следы Земного Рая

верю в человека; именно наблюдая все его метания, ошибки, заблуждения и лакуны в сознании – значит, живой; и наши неудачи – шаги к победе, а вот удачи – отступление домой на печку…

В конечном счете, только разбитые судьбы можно признать удавшимися

М. Альфано. Музыка

18 июля 2019

Показать статьи на
схожую тему: