ГлавнаяARTEПотрясенное сознание

Потрясенное сознание

…мы, естественно, делаем вид, что все в порядке; эта фраза стала дежурной во всех сериалах, американцы на ней просто помешаны; мы все время восстанавливаем картину мира, потому что не можем жить в искаженном пространстве; а может, именно так и должен жить человек и жизнь есть восстановление базовых параметров?

и в самом деле, они ведь даже в лучшем случае не могут быть даны изначально – да хотя бы потому, что мое сознание даже и в юности совершенно не сформировано и не готово их принять – так почему я должен принять за аксиому, что сам я расту, развиваюсь и, дай Бог, к сорока годам начинаю что-то понимать в этой жизни

а сама эта жизнь, реальность, мир в готовом виде мне представлены с самого начала и ждут, пока этот идиот прибудет в пункт назначения?.. это нелепость, этого не может быть

и возможно, ситуация как раз обратная, я делаю такое предположение, имея веские аргументы: во-первых, эта так называемая «реальность» создана людьми, причем совершенно хаотично и вообще случайным образом, вне всякого плана или разумного проекта

в то время как у меня все-таки есть надежда, и я верю в это, что человек есть создание божественное, духовное существо – то есть, существо, в котором есть изначальная высокая идея и мир, намного превосходящий мир внешний по масштабу, который мое собственное сознание лишь постепенно постигает

так может это во мне есть настоящий проект, и я совершенно напрасно ищу его во внешней реальности, привычно придав ей базовый статус – исключительно под давлением людей, которые вообще мало в этом смыслят…

и тогда, мир – это искажение, это ломаная проекция, трагическая коллизия, случившаяся с человеком; или того хуже, драма небытия, потому что я вижу, как большинство людей вообще никогда не доходят даже до настоящих вопросов о смысле своего существования

отсюда, убожество и уродство жизни, в которой этот червяк кричит в черное небо, извивается и старается обрести какую-то устойчивость – что происходит исключительно на фоне осознания той глубины божественного сознания, о которой я сказал выше…

да, многие полагают, что современный человек – существо бессознательное, главные вопросы угасли в его уме и он стал чистым потребителем, и давно уже спит спокойно; я все же полагаю, что это не так, и на свете очень мало по-настоящему тупых и слепых

каждый – хоть в малой степени – предчувствует свою судьбу, ощущает свое настоящее положение и каким-то образом переживает его; другое дело, что нам предоставлены многочисленные способы забвения и блаженной слепоты – и тем не менее…

и я вам должен указать, мадам, что нет жизненной стратегии более безнадежной и ошибочной, чем перфекционизм: попытка оттереть все пятна и представить мир совершенством порождает глубочайшее уныние, а это, как мы знаем, самый главный грех

и напротив, представление о мире как бедламе и хаосе порождает волю к власти и порыв, творческий импульс и готовность к свободе, но, разумеется, вы уже поняли, что все тут не так просто…

 

есть брюзжание – и есть критика; настоящая критика действительности, высокая сатира, издавна считалась почтенным родом искусства – и правильно, потому что она всегда требует огромного масштаба сознания

разумные люди всегда, даже и в лучшие времена, предчувствовали и понимали в той или иной степени, что живут не так, как могли бы, что этот мир нелеп в каких-то самых главных параметрах; им нужна была самая страшная и жестокая война, чтобы это понимание обрело конечные, ясные формы

и сегодня я понимаю уже совершенно отчетливо: общество – великая фикция, крыша для демагогов и подонков, загон для скота, прибежище слабых и бездомных etc., и человек может рассчитывать по-настоящему лишь на самого себя

все разговоры о лучшем устройстве общества, о демократии или справедливой власти не стоят гроша, сегодня вот сел, послушал одного депутата, так в его речи нет ни одного слова, которое реально несло бы словарное значение! – политика… все это проблемы третьего ряда, которые в жизни нормального человека не играют вообще никакой роли

человек приходит к себе – и вот тут его ждут сюрпризы

а чего вы хотели; напоминает бродягу, который бросил дом и блуждал где-то на стороне, искал счастья, превратился в полное ничтожество, вернулся в свой заколоченный дом, а там что… ну понятно что: разор, тараканы, крысы снуют, грязь и запустение

да еще это чертово зеркало, которое он отчистил, чтобы хоть посмотреть на себя, и вот тут просто драма: на него взглянул заросший дикарь с звериным ликом, на котором застыла гримаса ужаса, – ну, в общем, чистый Френсис Бэкон…

но Христос недаром так подробно рассказывает апостолам притчу о блудном сыне; это модель жизни мыслящего индивида, формула нищеты духа, ибо в ней смысл нашего существования

напрасно вы полагаете, будто с нее начинается путь человека – думаю, все происходит как раз наоборот: к нищете этой вы приходите, и не всякий человек обретает ее на определенном этапе развития личности, когда созревает достаточно, чтобы бросить этот роковой взгляд в зеркало

и найти свое отчаянье

 

полагаю, современный человек не то что не един – я совершенно ясно вижу, что на свете живут десятки самых разных типов людей, и между ними огромное расстояние – если вообще осталось нечто общее; допускаю, что биологи правы, когда говорят, что между шимпанзе и гомо сапиенсом небольшое расстояние; однако между этим гомо и человеком духовным – расстояние громадное

разумеется, никто не может допустить это, ни один деятель не согласен признать эту реальность, потому как деятелям самого разного рода нужно стадо: они не умеют управлять людьми (да и возможно ли это?)

и в самой оценке данной ситуации мы расходимся, то есть просто стоим на противоположных позициях: вы полагаете, что мы одно целое, человечество, общество, и надо стирать различия; я полагаю, наоборот, их надо укреплять, они есть наше великое достижение

да собственно эти различия и показывают дистанцию, пройденную людьми по пути настоящего прогресса

такая позиция определяет структуру понимания; должен сказать, что понимание – это вообще самый важный навык человека; это сложная категория, целое искусство, и оно включает структурализацию явлений и особей, системный подход, отбор и пр., кроме того, настоящее понимание не предполагает, что вы понимаете все на свете

как раз напротив, есть вещи, которые я сознательно и программно не понимаю – и не желаю понимать; мое понимание, искусство анализа и культура – все восстает против них и выносит их за границы нормальной жизни, за границы человеческого мира — это не каприз и не партийная позиция, а ординарная строгость мыслителя

и более того, тут вообще нет моего выбора: просто, углубленное понимание одних вещей обрекает вас на полное непонимание других; что прежде полагали чудачеством гениев, теперь стало обычной нормой настоящего мышления и творчества

 

и вот простой пример, который не у всех вызовет согласие и понимание: я бросаю взгляд на жанр портрета, ведь галерея лиц данного времени много может сказать мне о той жизни, идеологии, о сознании людей, скажем, Золотого века

и вот, я вижу эти гордые осанки, румяные лица, твердые подбородки и мощную стать в обрамлении изысканных кружев и блеска шпаг – замечательно – только это ведь все бандиты и кровопийцы, то есть, если судить по нашей этике, да и Беатриче среди них – раз, два – и обчелся

о чем говорит мне парадный портрет XVIII века? – ни о чем, и я это пишу не в критику, ни в коем случае, а чтоб указать, глядя на портреты работы Бэкона, что мы и сегодня в самом начале пути

а вы никогда не задавали себе вопрос, человеческая культура действительно такая зрелая и развитая, и многие даже полагают, что она уже состоялась, все в прошлом! – или напротив, мы лишь делаем первые шаги, как полагал сэр Исаак Ньютон? – думаю, скорее второе…

и для меня, важным признаком начала настоящей, зрелой человеческой культуры явилась смерть беллетристики; тут ведь дело не в том, что бумажная книга закончилась – это лишь поверхность процесса: закончилась эпоха вымысла, началась эпоха правды

ну и конечно, этот первый взгляд в зеркало после бессонной ночи и бурной пьянки – он никогда не приносит особой радости…

так что эта мысль – будто мы из духовной нищеты поднимаемся к свету по некой «лестнице в небо», и это чуть ли не обязательная процедура, которую нам и обеспечивает культура, — эта мысль мне представляется очень наивной

лестница – это хорошая метафора, я понимаю, но предпочитаю в таких вопросах большую ясность; полагаю, нищета духа – категория постоянная, так сказать, константа любого нормального человеческого существования

и укрепляясь в ней, я начинаю движение, сознательное движение развития и творчества (что одно), и вряд ли я на этом пути приобретаю какие-то иные свойства, становлюсь «более духовным» — все это уже не метафоры, а просто глупости: единая пядь в мире Духа достаточна для человека

именно на это и указывает Христос, когда говорит о вере с горчичное зерно

духовное ведение, вера – это Дар, и он у нас разный, и я ясно понимаю разность между моей способностью ведения, понимания высших сущностей – и способностями, например, Св. Макария Великого; постепенно осознаю этот мир, его ценности, различия, этапы и пр.

и с этой точки неизбежно иным взором слежу за событиями и людьми мира дольнего, к которому я тоже каким-то образом отношусь; во мне бушуют вихри отвращения, раскаяния, немыслимой гармонии, изумления; эта жизнь есть чистый абсурд и ничем иным быть не может

вы объявили эру сверхчеловека – и получили суперзверя; вся драма современного мира заключается в стремительном увеличении расстояния между нами, так что уже давно нет никакого единого человечества: немногие люди уцелели; суперзвери вершат большие дела, и это уже не милые обезьянки…

Ф. Бэкон. Три этюда к фигурам у подножия распятия

но мы полюбили истину, что делать, и зверь кричит во мне – и надо его победить, иного не дано; тут искусство попадает в сложное положение, потому что не его задача славить духовные сдвиги – его задача повышение жизнеспособности, осуществление связи, ведь оно ваяет идеалы, устанавливает какие-то эталоны человеческого бытия

и оно оказывается в зоне разрыва, фиксирует трагический процесс утери человечности, расхождения людей; тут для зрителя важны не темы, не «образы» — дело зашло слишком далеко – а важна позиция художника, образ самого мастера как носителя человеческого начала

да, мы живем в мире, где сохранить его очень трудно

11 марта 2019

Показать статьи на
схожую тему: