ГлавнаяARTEМастерскаяГрани анализа

Грани анализа

Опус существует в разных ипостасях, и люди давно уже поняли эту многозначность и многофункциональность искусства. Их не надо путать, потому что это не ведет к пониманию…

В принципе, настоящее произведение прикровенно, является на свет не совсем как акт одной воли, а потому и существует в такой многозначности; и поэтому мы не анализируем произведение искусства – мы трактуем эту многозначность.

Попробуем описать ее с некоторыми примерами.

 

1 Образ

Образ не переводим на другие языки, он воздействует в своей целостности (анализ – разложение), и если я объясняю ниже следующие ипостаси опуса, это не означает, что в целом они дадут впечатление от образа.

Художественное сознание тем и отличается, что мыслит цельно, эмоционально, т.е. наполняя эту целостность живой эмоцией и чувством. Тем не менее, образ содержит всю полноту мироощущения, которая поддерживает его, являясь убеждающей основой.

А. Дерен. Портрет Матисса

Анализируя, т.е. раскладывая на части, я не искажаю образ уже потому, что перехожу как бы на другой уровень. Я могу говорить о гамме портрета, и найду в этой гамме определенные силовые линии и акценты; или я опишу отношение Дерена к творческой манере Матисса.

Это будет совершенно не обязательным смыслом, возможно, сам автор и не думал о конкретном своем отношении – он был озабочен в основном массой или синим цветом…

 

2 Художественный феномен

Мы можем выделить чисто художественные особенности опуса. Например, ясность и качество тонких линий, совершенство композиции, работу фона и деталей; однако наивны попытки искусствоведов на основе этих вещей утвердить значение картины.

К примеру, в портрете Дерена поразительно работает красный, свежесть цвета, солнце создают важные значения и выражают суть яркого и солнечного творчества Матисса. Помимо сложного образа, мы выделяем более простые и частные черты искусства.

 

3 Знак

Одновременно это знак. В данной трактовке меня не интересуют эти художественные тонкости – для меня важно, что эта картина стала знаком внутренней свободы и творческого огня – кроме него, по замыслу художника, ничто не существенно. Вполне с ним согласен.

 

4 Культурное событие

Этот портрет, например, стал событием, как и любой портрет великого художника, сделанный другим великим мастером. Мы можем анализировать разность и общее в стиле, идею фовизма и пр.

 

5 Социальное явление

Это еще одна функция искусства, несомненно, рассматривается как отражение социальных феноменов, например, как художественный бунт против буржуазного мещанства – это еще одна грань опуса.

Такая картина – свидетельство, отпечаток исторического сознания, вот уж о чем мастер точно не думает, когда стоит у мольберта. И это естественным образом приводит нас в музей.

 

6 Экспонат

Как экспонат музея картина может обладать какими-то из перечисляемых свойств, а каких-то в ней может и не быть. Музейщик собирает отпечатки, свидетельства, следы эпохи, создавая экспозицию культуры; важно сохранить все подходы и все трактовки, не навязывая и не отвергая разумных и аутентичных.

 

7 Художественная ценность

С этим связана картина как культурная ценность, «художественный уровень»; в некотором роде, все ее свойства и грани должны сливаться, чтобы образовать явление шедевра, однако тут встает ряд вопросов…

Вообще, обозначить, приклеить к картине ценник – нелепо и невозможно; что важнейшее из всех ее свойств, и действительно ли все свойства должны быть? Иногда в крохотном рисунке Матисса дышит гений – а продуманная станковая картина мертва.

 

8 Откровение

Есть нечто главное, божественное в живописи. Этот горячий ток крови, импульс, открытие мира. И плевать на все остальное!

В более общем плане, это антропологический аспект: насколько данное произведение является отпечатком личности: человеческий язык, человеческие эмоции, живая жизнь лица — чем так поражают, например, фильмы Бергмана.

Художник открывает неведомое, это свободное движение красок, этот крик радости – настоящее откровение, а художественное откровение обязательно содержит высокую идею.

 

9 Философская идея

Идея дает глубину и перспективу. Тут опус – акт культуры, синтез миросозерцания, тут мастер – вольно, а чаще невольно – касается самых потаенных глубин сознания. Интересно наблюдать развитие идей, их воплощение в разных жанрах и разных культурах.

 

10 Украшение жилища

Наконец, картина может играть более интимную и частную роль: стать предметом обстановки; сегодня создаются специально серии работ для дома, и задача у них декоративная, при этом хотя бы в минимальной степени описанные функции в хорошей живописи имеются.

 

Теперь мы можем представить сложную геометрическую фигуру, которую поворачиваем разными гранями, чтобы получить наилучший обзор. Какая-то грань становится ведущей, остальные отходят на периферию. Так вы фотографируете дом, пытаясь представить его в наилучшем виде, однако невольно один выделяет уют жилища, другой – размеры, третий – качество отделки и пр.

Так и в живописи, ни один анализ не исчерпывает всего содержания картины хотя бы потому, что я невольно выделяю какую-то одну грань (например, идейное содержание); да и вообще, опус остается вне анализа и пребывает в своей гармонии.

Он просто повод, толчок, импульс для размышления или творчества, и эта сеть связей, импульсов, анализов и синтезов и становится процессом культуры.

24 мая 2020

Показать статьи на
схожую тему: