ГлавнаяARTEКлассикаРембрандтРембрандт. «Портрет старухи»

Рембрандт. «Портрет старухи»

Р. ван Рейн. Портрет старухи

гамма мягкая, все погашено, и платок стекает мягкими перепадами, поддерживая эту музыку усталости и грусти; рисунок платья тоже работает на то же ощущение, линии мягко стекают вниз, и живые глаза ее словно единственная живая сила, способная перебороть эти токи тления и обреченности

а этот взгляд действительно живой, причем это не усталость модели, позирующей художнику, но в ней есть спокойная уверенность, какая-то тайная забота, мысль, и кажется, что это размышление о быстротечности и тленности жизни

я ощущаю тут увлекающий меня, втягивающий и чарующий мотив обреченности; мы все обречены, мы живем, мыслим, любим и надеемся, ясно представляя себе финал всей этой истории, неумолимость судьбы – и это знание, как ни странно, делает нас мудрее, спокойнее

мысль о смерти примиряет с жизнью; именно поэтому наши герои – Гамлет, Печорин, Ставрогин, великие трагические лица древности – те, кто мыслил о главном, кто выразил это равнодушие к костлявой, победу над тленом

миг размышления о вечном – это миг Вечности; мы вступаем тут в метафизику Духа, на черте, где соприкасается человеческое и божественное, и человек на летучий миг действительно обретает настоящий «образ и подобие»

однако это не холодная метафизика итальянцев, где правит отрешенность и вечные образы античности – это горячее чувство еврея, который духовным оком созерцает Творца; тут разговор о главном, и все прочее ушло, угасло перед этим поразительным теплым сиянием лика

она светится как коралл, мягким светом жизни во тьме мира; если бы я мог представить лишь одну картину, чтобы рассказать о всей земной жизни, о нашей душе и сомнении, уме и страдании, вере и отчаянии – я выбрал бы эту, потому что нет другой такой живой и человечной картины, как она

тут сама душа – трепетная, беззащитная и бездонная – являет себя торжеством света над мраком, тепла – над вечным холодом и отчуждением; да это еще и еврейская картина, потому что в ней незримо присутствуют боль и страдания великого народа-богоносца

в ней словно слышна трепетная, тихая молитва к Творцу, и понимание, что вряд ли услышит, и нечто большее, глубинное, что не выразить словом; тут торжествует живопись, искусство глубинного, сложного письма, страница духовной летописи человечества

и в ней есть поэзия старости, поздняя мудрость и примиренность с судьбой, тот покой и воля, о которых мечтали поэты, всепобеждающий покой душевной гармонии и глубокого знания о жизни

смотрю долго, неотрывно… и какой-то удивительный покой сходит на меня, вдруг понимаю нелепость и плоскость всех этих наших волнений и стенаний, хочется сбросить этот ненужный груз, чтобы принять груз настоящей судьбы

старики и старухи Рембрандта, чьи лица изборождены морщинами и в глазах мудрость – это экзистенциальная философия, которая говорит нам, что человеком надо стать, что это не даруется просто так, и непросто дается судьба

это человек в зените сознания, воплощенный человек – с его ранимостью и умом, тоской и отчаянием, и обреченность – тьма – простерла над ним черные крыла; в ней есть что-то глубоко трогательное и родное, близкое каждому, кто хоть раз мыслил о жизни и смерти…

ты смотришь на нее и думаешь о нашей старости, о том покое и близости, мире и мудрости, которые дарует нам Господь, в жизни, которая уже не несется вскачь, а обрела иное – вертикальное измерение; и каждый миг такой жизни — бесконечен

Сиоран написал:

Презрение — это первая ступень к победе над миром; отрешенность — последняя и наивысшая.

тут человек предстает в каком-то волшебном миге завороженности, полная отрешенность и погружение в себя, и я знаю, что не всякий способен на такое

мысль, которая явилась ей, не простая мысль, не рядовое видение; ее фигура выходит из тьмы, словно выхваченная волшебным фонарем, чтоб явить образ человечности, теплый мерцающий кристалл жизни в холодном мраке пустой Вселенной

это самая главная задача искусства: найти и выделить, описать и утвердить Жизнь против смерти и тлена, отыскать хотя бы каплю веры и любви в этом мраке и каменном равнодушии материи; и поэтому этот портрет – может быть, лучшая картина, написанная человеком

В.Б. Левитов
13 декабря 2017

Показать статьи на
схожую тему: