ГлавнаяARTEКлассикаПитер Клас. Комната искусств

Питер Клас. Комната искусств

Ванитас. Натюрморт с мальчиком, вытаскивающим занозу

в центре – смерть; почему? – потому что это так и есть

тщета жизни, деятельности, усилий, суеты, наживы – тщета, тщеславие, гордыня, которые занимают видное место у голландцев; видимо, все это касается и искусства, которое чутко регистрирует нерв эпохи

пустой бокал, все вино выпито

можно понять и как итог творчества (а мастер подводит его ежедневно, никакого уныния – рабочая тема): вино причастия выпито, чаша горечи опустошена… я мертвец – череп с бокалом застыл в центре полотна Класа –

и чем же была моя жизнь?

читаем композицию слева направо: этот мальчик странный; ну да, это тот самый античный мальчик, вынимающий занозу, однако посмотрите ближе:

мальчик? – да скорее, старичок с крючковатым носом, мудро понимающий, что – да не щепа, а вся эта жизнь была\будет занозой: вопьется — да не в ногу – в душу, и не вытащишь ее…

он смотрит на эту занозу не практически, а философски: в его фигуре еле уловимое изменение по сравнению с оригиналом: некая вертикальная застылость, да, это горестное размышление о жизни, которая предстоит в герое, который воплощает художника, который верно знает, что именно предстоит и каков будет результат; не вынет он эту занозу, никогда

ладно, дальше книги, естественный атрибут искусства, и тут — не знаю, есть ли это или придумал (а если и придумал, кто против?) – череп и книги в обычной композиции у того же Класа всегда соотнесены: череп венчает книги как тщету книжного знания, которое не дарует жизни и истины

тут, напротив, они разнесены по обе стороны от скульптуры – сосуд откровения, сосуд мудрости – и вот, одна книга с рисунками на полу, и рыцарский доспех, возвышенность, рыцарство как базовая тема искусства, далее музыкальные инструменты, музыка не открывает всех тайн, заметим положение лютни – палитра, череп…

есть тут некий эволюционный круг? – вероятно, от юношеских (пророческих) бедствий и стеснений к замкнутости (кираса) – к музыке, а живопись венчает этот круг как последнее очищение перед смертью; там еще бокал с вином, и тут вполне согласен: если где-то и осталось вино жизни, так только в живописи!

положение черепа в центре удивительно мощно играет в композиции: вы никуда не уйдете от этой главной темы – memento mori — и каждый день я будут стремиться стряхнуть эту тщету, эту гордыню как смерть в душе, как наваждение… глубокая тема

9 января 2019

Показать статьи на
схожую тему: