ГлавнаяARTEКлассикаКороКамиль Коро. Высокая отрешенность

Камиль Коро. Высокая отрешенность

 

К. Коро. Девочка с козой на болоте

кажется, что Коро — не основное направление французского пейзажа, какое-то неповторимое, потрясающее исключение; тяжеловатые вещи Добиньи и Руссо, при всей их органичности, это совершенно другой стиль; однако я вижу настоящий французский стиль именно у Коро

он писал самые разные вещи: у него есть ясные солнечные пейзажи, которые поражают четкостью линий и изощренностью рисунка; есть и портреты, но главное у него, мне кажется, такие вот прозрачные видения

любит эту молочную белизну бессолнечных рассветов, когда взгляд не может найти даль, но останавливается посередине и повисает, парит среди этих росистых лугов

листья летят вниз, редкие цветы мерцают, и все это образует общее мерцание, тайное сияние природы

К. Коро. Деревья среди болота

тут есть какая-то высокая отрешенность; эта корова застыла в Вечности, где нет земной тяжести, ибо дело вообще происходит не на Земле, а в каком-то реющем ирреальном мире, где предметы и деревья совершенно прозрачны, проницаемы – это мир фантазии, но гениальной фантазии

она рисует абрисы и формы, воспроизводит хрупкие, хрустальные очертания пейзажа, но убирает все тяжелое, плотское, это пейзаж воплощенный – «преображенная природа», несущая черты Духа

Коро синтезирует и гениально восполняет французскую легкость и театральность, и тут вы вообще не найдете грубой земли, оврагов, голых деревьев, острых камней, будто на этой земле вообще нет драм, катастроф, борьбы начал, но царит музыкальная гармония росистой свежей зелени, вод и небес

эта березка – совершенно живое одухотворенное существо, струящееся ввысь, просто какая-то нежная и хрупкая женщина!..

 

его картина «Орфей, ведущий Эвредику через подземный мир» — редкий мифологический сюжет, позволяющий узнать больше: там торжествующий Орфей с лирой наперевес выводит возлюбленную из мифологического леса – прозрачные кроны, прозрачные тени мертвых провожают их

К. Коро. Орфей, ведущий Эвредику через подземный мир

мне эта сцена представляется символической и в отношении всего творчества Камиля Коро: Орфей, как мы знаем, не выведет Эвридику: он оглянется, и она тотчас исчезнет среди толпы этих теней, этих земных мертвецов

таким образом, сам художник остается в своем мифологическом земном раю, в этом прозрачном, хрустальном лесу, пробитом каким-то молочным, неземным светом – вечным сиянием Духа

даже в композиции этой прекрасной вещи, Орфей вступает в полосу тьмы, в земную тьму из Аида как света, как духовной сферы – и в этой тьме царят разрыв и хаос, неуверенность и беспокойство (причина знаменитой оглядки), там не верят в богов и не знают пути

вот стиль, который определил развитие мировой живописи на пару веков: эта легкость, имматериальность, искусство писать пространство, играть с пространством, возвышенность и философичность – предтечи той глубины, поэзии разрывов, которой поразит потом модернизм

французская театральность легко преобразуется в мифологичность, и картина становится притчей

К. Коро. Ивняк в Сен-Никола близ Арраса

12 апреля 2018

Показать статьи на
схожую тему: