ГлавнаяARTEКлассикаКитайские вазы

Китайские вазы

                   

символизм неба и земли, тут растительный мотив – могли быть и бытовые, и придворные сцены как средоточие мирской жизни на земле – небеса (верх) чисты или украшены затейливым знаковым узором; при этом, частый мотив вертикали – возвышения, восхождения к раю (справа)

вообще, ваза – вместилище чего? – она ведь крупная и стоит на полу, к тому же накрыта крышкой: эта крышка – крыша мира, типично китайский символ, гора, знак силы и энергии

вообще, она стоит не в углу, всеми забытая, а возвышается на специальных подставках, постаментах, и придает всей комнате величественный и значительный вид – лицо комнаты

не только вазы – вся сервировка стола планируется как некая иерархия, осмысленная и значимая композиция с центром в виде супницы (опять – с массивной крышкой — гора) или вазы с фруктами, символизирующими изобилие земное и пр.

узкая горловина изначально означала «узкие врата» небесных приделов – рая, потом греки стали делать отверстие максимально узким по другой причине: чтобы пробки втыкать, чтоб вино не выдыхалось

 

эта китайская ваза XVII в. ушла с молотка за рекордные 83 миллиона долларов в 2010 году; тут мы видим не только изящество формы и гамму, но и набор значений: морские темы, вода – важнейший символ, ибо это стихия, из которой явилась жизнь, и тут три стихии: подземная, водная и небесная

китаец создает мир в миниатюре, его сад может находиться в одном небольшом горшке, где есть и вода, и мостик, и земля, и небо – картина мира зримая, физическая, найденная гармония, в которой он умеет успокоить свой дух и обрести равновесие

тут у него все начала: вода как текучесть, развитие, неуловимость Жизни; камень – твердость, несокрушимость, твердь, абсолютный характер Бытия; мост – символ перехода, преображения; дерево – вечный знак рождения, роста, стойкости и связи

медитация предполагает эти условия, эти декорации философии; восточный человек заботится о создании оптимальных условий для интеллектуального равновесия, которое достигается трудно, и там давно научились его ценить и создавать

разумеется, барочная помпезность европейских дворцов не имеет ничего общего ни с каким равновесием: там все кричит о силе, мощи, богатстве; там не находят свое место в мире, а захватывают этот мир, там одно измерение бытия – это утеря иерофании, символизма жизни

плоская «реальность» — и власть — заменила полный таинств и мистики, значений и смысла, медитации и творчества человеческий мир; мир, в котором каждый предмет обладал значением, и природа была наполнена смыслом, и вся жизнь человека была связана с Незримым

 

кстати говоря, эта идея, что весь духовный мир в человеке – omnia mea mecum porto – это не более чем ловкая максима, ибо потому и несет в себе свой мир, что у него этот мир есть в наличии, что он осмыслил «и небо и землю и все, что на земле и под землей»

настоящий мыслитель или художник ощущают себя, видимо, не более чем сосудом или инструментом; отсюда, это восточное обожествление предметов — чашки, вазы, — конечно же имеет символический смысл: на чайной церемонии, кроме прочих значений, сосуд пьет из сосуда, происходит акт связи

точно так же и ваза – сосуд тайны, она хранит в себе священную пустоту (собственно, как и сам человек), пустоту земную, в которой являются ангелы

тут надо понять: настоящий духовный мир – это искомое, desiderata – его пока нет, к нему надо идти; чтобы обрести этот мир, человек, художник, философ, строит модели, это практика, а не просто какие-то обрывки фантазий: этот мир нельзя придумать

его создание и называется творчеством, однако не как профессия художника, а как коренное свойство моего интеллекта, без которого я вообще не могу жить и называться человеком

14 января 2019

Показать статьи на
схожую тему: