ГлавнаяARTEКлассикаАмур и Психея

Амур и Психея

Этот миф — особый, ведь живопись – это высокое искусство, и для нее крайне важен идеал; именно этот миф воздвигал идеалы на протяжении веков. 

А. Ватто. Ариадна, Вакх и Венера

Афродита намеревалась окончательно избавиться от Психеи и для этого решила воспользоваться помощью своего сына, бога любви Эроса.

1. Совершенно естественное стремление женщины: избавиться не просто от соперницы, но именно от женской души, душевности, вечной возможности внутреннего союза, настоящей любви, которая таит угрозу для Афродиты. Соблазнение, любовь и красота физическая — или глубоко человеческий союз душ — вот дилемма.

Эрос постоянно имел при себе полный колчан стрел, и встреча с ним сулила неприятность каждому жителю Олимпа. Все боги и богини чувствовали его силу. Но Эрос был под пятой у собственной матери, которая заставляла его воспламенить Психею любовью к самому отвратительному зверю, чтобы накрепко связать ее с ним и прекратить постоянное соперничество.

2. Любовь зла – полюбишь и козла! В самом деле, любовь Афродиты всегда мне казалась предсказуемой: Адонис, Гефест, Эрос – все понятно; а вот с Психеей сложнее, с ней в мир входит любовь, которой невозможно управлять, что и доказала вся эта история, в которой полно случайностей, досадных и нелепых: вот, амур укололся, вот, Психея укололась…

Любовь к зверю вошла в свод сюжетов прочно и навсегда. В любви сплелось звериное и божественное, и человеку невозможно их разделить; именно это смысл божественного начала в любви, и платоническая любовь, чистая любовь есть чисто человеческое, а потому и странное, образование…

Одна из характерных черт Афродиты — постоянная регрессия. Она хочет, чтобы все вернулось к тому, как было прежде, чтобы эволюция повернула вспять. Афродита — это голос традиции, но по иронии судьбы именно он помогает дальнейшему развитию сюжета (Джонсон).

Такая любовь, по мнению Афродиты, не разбирает внешних признаков, и богиня задумала язвительную издевку. Однако такой любви подвержены все, в том числе и Эроc: не играй с ней.

 Эрос отправился выполнять приказ матери, но увидев Психею, случайно поранил себе палец одной из своих стрел и тут же влюбился. Он решил объявить Психею своей невестой и попросил своего друга по имени Западный Ветер очень осторожно перенести ее с горной вершины в Райскую Долину. Западный Ветер сделал все, о чем его попросили, и Психея, ожидавшая прихода Смерти, вдруг очутилась в земном раю. Она ни о чем не спрашивала Эроса, а лишь наслаждалась, потрясенная неожиданным поворотом судьбы. Вместо Смерти к Психее пришел Эрос.

3. Но несмотря на свою неземную красоту, он, тем не менее, означал для нее смерть.

Все мужья несут женам смерть в том смысле, что лишают их жизни в девичестве и толкают к эволюции и женской зрелости. Они умирают как девы, чтобы возрождаться в детях – мы теперь пересматриваем эту нулевую степень женщины.

К любви идут через смерть – прежней беспечной Психеи, которая не сознавала своей природы и не понимала своих чувств. С другой стороны, мысль верная: девушка умирает в муже – рождается женщина и продолжает рожать. Условие рождения – смерть.

Психея очутилась в волшебном раю. Там было все, что она только могла пожелать. Ее муж, бог Эрос, был с ней каждую ночь и ограничил ее лишь в одном. Он взял обещание, что она не будет смотреть на него и следить, куда он направился. Она может иметь все, что пожелает, жить в раю, сколько ей угодно, но не должна задавать никаких вопросов и даже пытаться смотреть на него. Психея на это согласилась.

Рафаэль. Амур и Психея

4. Это важный мотив — неведения как условия счастливого брака? Напоминает табу Адаму в раю… Рафаэль на своем беглом рисунке не забыл обозначить прямой вопрос в очах девицы… Тут не просто психология брака, основанная на главенстве мужа; тут еще и мир мужчины, закрытый для жены; потому что они не могут раствориться друг в друге, стать одним – андрогином. Почему?

Потому что это союз любви, а Психея и Амур — слишком разные существа, чтобы легко составить одно. Наше легкомысленное и слишком простое восприятие андрогинизма брака вызывает сомнение. Нет. Они должны остаться самими собой, не сливаясь и не став единым целым. Для этого нужно неведение – ведь и для Эроса Психея – загадочная земная женщина.

Однако неведение невозможно. И в раю, где жила Психея, вскоре появилась змея в и обличье двух ее старших сестер, оплакивавших, хотя и не очень искренно, потерю младшей. Когда они узнали, что Психея, выйдя замуж за бога, живет в райском саду, их ревности не было границ. Подойдя к подножию утеса, где оставили Психею, они стали звать ее, беспокоясь о ее здоровье и желая ей всяческих благ.

5. Сестры – страсти, земные пороки, змеи ревности, зависти и любопытства, без которых не бывает женской души.

Наивная Психея известила об этом Эроса. Муж неоднократно предупреждал ее о грозящей опасности. Он сказал, что если она послушает преследующих ее сестер, произойдет несчастье. Если Психея и впредь не будет его ни о чем спрашивать, у нее родится ребенок, который будет бессмертным богом, если же она нарушит свою клятву и задаст вопрос, то родится девочка, которая будет простой смертной \6\. Хуже того — при первом же вопросе Эрос ее покинет. Тогда Психея вновь согласилась ни о чем не спрашивать мужа. Но сестры звали ее снова и снова, и, наконец, Психея вымолила у мужа разрешение позволить им ее навестить. Прошло немного времени, и сестры, принесенные с высокого утеса Западным Ветром, целые и невредимые, очутились в великолепном райском саду. Они восхищались и наслаждались от души как могли. Но их переполняла зависть и ревность к младшей сестре. Они засыпали ее вопросами про мужа, и наивная Психея старалась описать, каким она его себе представляла, ибо ни разу его не видела. Она подарила сестрам груду необычных и редких подарков и отправила их домой.

6. Самый загадочный момент мифа. Женщина сохраняет возможность одухотворения, если верит мужу, не пытается сравняться с ним и раскрыть его природу – природу его духа и стремлений. Весьма несовременная философия в наше время, когда мы сравнялись во всем – точнее, стерли таинственные знаки своей природы и остались в полной слепоте!

По возвращении домой сестры долго размышляли и придумали хитрый и коварный план, который состоял вот в чем: придя в гости к сестре в третий раз, они скажут ей, что в действительности ее муж страшный отвратительный змей. Как только родится ребенок, муж сожрет его вместе с матерью.

Но они хотят спасти Психею от такого ужасного конца. Чтобы остаться в живых, она должна сделать следующее: взять светильник, поместить его в сосуд, накрыть его покрывалом и поставить в спальню. Кроме того, ей следует наточить нож и спрятать его возле постели. Глубокой ночью, когда супруг будет крепко спать, она зажжет светильник, увидит, наконец, ужасного мужа и отрежет ему голову. Психея не могла долго устоять под напором сестер и, вняв их совету, стала готовиться к разоблачению своего ужасного мужа.

7. Сам факт нарушения табу: рассмотрела мужа — это результат лжи. Страсти и пороки лгут нам, уводя с пути истинного. Психея теряет невинность во второй раз – теряет ту слепую любовь и преданность мужу, которая была далека от любви (она никогда не видела его), однако она была востребована богами.

Возможна ли в женщине зрячая любовь? – этот вопрос не для слабых духом и умом… Но мы знаем, что на самом деле каждый великий миф в глуби своей — о художнике, его тема – судьба художника. Он ощущает родство с небом и в то же время влачит цепи земной жизни, да еще и творчество морочит ему душу. Я имею в виду совершенно очевидную нелепость и ненужность творчества вот этой вот толпе, которая снует вокруг него. Загадка.

И в данном случае Психея – женщина, которая пытается разгадать тайну творчества, войти в мир мастера. Но женщине путь туда заказан — еще одно подтверждение… Тут ведь Эрос как бы делит свою жизнь на ночь, когда он приходит к жене и сходится с нею, это теневая, темная сторона жизни; и день – день творчества, пора деяния, там женщине нет места, ибо она замутит ключи.

Светильник под покровом – что это?

Cпрятанный до поры до времени светильник, символизирующий способность женщины видеть реальную суть происходящего. Иными словами, — это ее способность к осознанию. Свет — всегда символ сознания, отличающегося особой ясностью и остротой…

Но в этом можно и усомниться. Какой-то это воровской свет. Может ли Психея воистину познать красоту Амура, бога? – нет, конечно, она не познала его – только подсмотрела. Ее «способность к осознанию» невелика, отсюда и его реакция на проступок. К тому же, тут не светильник главный предмет, а нож…

Эрос вернулся домой после наступления темноты, лег на ложе рядом с Психеей и уснул. В полночь она сняла со светильника покрывало, схватила нож, приподнялась над мужем и в первый раз посмотрела на него. К величайшему удивлению и смущению, переполненная чувством вины, она увидела перед собой бога любви, самого прекрасного из всех, существующих на Олимпе. Изумленная, и потрясенная увиденным, Психея решила убить себя, расплатившись за свою ужасную ошибку. Она уже, была готова это сделать, но неловко взяв стрелу, она случайно укололась и без памяти влюбилась в своего мужа, которого увидела впервые в жизни.

8. Поразительный эпизод мифа – именно в том, что она сама была потрясена своим открытием и неспособностью осознать и вместить его. Душа женщины содержит этот раздирающий ее конфликт. Она мать, пекущаяся о продолжении рода, прагматичное и реалистичное существо, чуждое всяким таинствам, религии и прочему романтизму.

С другой стороны, она возвышена избранием, ее муж – бог. Однако, чтобы жить с таким мужем, нужны жертвы, и кроме того, нужно доверять ему, и смертная женщина побеждает избранницу бога.

Интересен и вопрос об этом ребенке, которого она носит. Ведь вопрос важный: родится у нее обычная девчонка или бессмертная — богиня! Однако женщина живет инстинктом, и по нему что же, получается, что важнее увидеть лицо отца (вдруг родится урода?!) – чем сомнительные обещания бессмертия. Высший реализм.

9. Заметим, что она влюбилась без памяти в Эроса. Она познала высший Эрос. Однако одновременно потеряла мужа – вот и делайте выводы…

Вдруг ее рука, державшая светильник, дрогнула, и на правое плечо Эроса упала капля горячего масла. Проснувшись от сильной боли, он понял, что случилось, тут же расправил крылья и улетел прочь. Бедная Психея уцепилась за него, но ее сил хватило лишь на то, чтобы унестись за пределы райского сада. Покинутая, она упала на землю и лежала, убитая горем, в полном одиночестве. Эрос подлетел к ней с упреком что она не послушала его и, нарушив данное слово, лишилась райского сада. И добавил, что будет так, как он предупреждал: у нее родится ребенок, девочка, простая смертная. А теперь он должен наказать Психею за непослушание и покинуть ее. Сказав это, он улетел прочь, к своей матери Афродите.

В конце концов, юнгианцы игнорируют финал мифа: союз, который они так воспели, оказался невозможен в силу понятных причин.

И перед художником эта история ставит важную проблему: небесный Эрос и земная Психея с трудом умещаются в одной рамке. Эта проблема ключевая, базовая, проблема гармонии начал.

В.Б. Левитов
1 октября 2017

Показать статьи на
схожую тему:

Оглавление