Tutti le donne…

Художник может ощупью открыть потайную дверь
и так и не понять, что эта дверь скрывала целый мир
Ж. Кокто

женщины – это проблема

сюрреалисты самонадеянно заявляли, что их письмо совершенно автоматично, не имеет никакого значения, не несет ни крохи вашего здравого смысла – но человек к этому, видимо, просто не способен

выход за пределы этого здравого смысла и порождает многозначность и открывает путь к высшим значениям – думаю, они это интуитивно чувствовали, и особенно когда темой была женщина; у Эрнста иначе и быть не могло, он был настоящий Казанова

М. Эрнст. Пьющий коктейль

женщина зацветает, обращается в конгломерат плоскостей, в чудовище, в жертву – неисчислимы формы и личины, словно он пытается найти лицо – и никак не получается; при этом, не надо думать, что тут критика – мы имеем дело с самым заядлым адвокатом этого пола

просто не принимается во внимание ничего обыденного, никакого быта и привычных контуров

Не утяжеляйте мысли весом ваших ботинок

и вылезти из этой скорлупы, формы или что это такое еще? – непросто, написал, что личность – это выбор – отлично, а если ни черта нет никакого выбора? – если ты от природы такова, что осуждена Богом Всемогущим рожать в муках – и точка

и поэтому его модель принимает любые формы, срастается с любой субстанцией, прорастает, обнажает, укрывает, претерпевает чудовищные метаморфозы – в общем, все то, что мы видим вокруг, только в красивой метафоре…

 

я не могу осуждать их; они невнимательны к тому, что явно не составляет смысла их жизни, не имеет для них никакого значения – так что я могу ожидать? – ведь они еще не вошли в этот поток существования, не понимают, что есть действительно сущее – а что пустое, лишнее

я видел этих женщин, которые приходили на работу, и на их лицах сразу появлялось выражение тоски; они отрабатывали часы, «давали темы» и спешили поболтать с коллегами, и тут лица их оживали, начиналась нормальная жизнь

а рядом, шел непонятный и чуждый им поток существования, в котором они ощущали себя как рыба на песке – та самая рыбина Магритта с женским телом, сюрреалистическая русалка наоборот!..

я укажу вам первый признак такого отсутствия в мире сем, которое на самом деле есть конец, пустоты, настоящее существование: вы перестаете судить ближнего, оценивать чью-то жизнь и вкусы и занятия; в этом великом запрете – не судите! – глубокая истина

для меня, есть какая-то вечная и роковая загадка в этом странном мире, где подавляющее большинство человечества так никогда и не войдут в эту реку, а просто пройдут мимо жизни с блаженными улыбками идиотов

 

вам только кажется, что ваше бытие исчерпано всей этой беготней

на самом деле трудно человеку совершенно обратиться в автомат, в социального робота (или уже свыклись и все стало просто?) — у Эрнста это мир древний, исконный, дикий, который бушует в глубинах сознания

он видит человека, застывшего на грани миров, и полагаю, принимает именно такое состояние, потому что

Земля мне чужда – небеса недоступны…

ангельское состояние есть иллюзия или утопия, а земное тяготит и пошло; человек – движение, и в женщине он находит великую потенцию движения, то есть в том случае, если она остается женщиной, а не обращается в машину или мужика – тут гаснет все

потому что женщина, в отличие от нас грешных, существо более земное и стихийное, в ней громче звучит инстинкт и глуше интеллект, который все умеет приноровить, осмыслить, приспособить и пр. – так что в ней эти метаморфозы опасны

она разочарована

чем? – этим миром, в котором она обрела вожделенное равенство и перестала быть женщиной, влекущей загадкой, чтобы стать убогим клерком, ужасно неэквивалентный обмен – и поэтому она ждет чудовище

ведь оно знак мира иного, дикого и грозного, который она покинула, и в ней тлеет надежда на возвращение – атавизм, конечно…

Вы погрузили меня в адскую бездну, а потом вывели из этого ада; я даже не знаю, сержусь ли я на вас; мне ничего не ясно… 1

 

кстати, и эта знаменитая тема – красавица и чудовище – конечно монотема, они оба в женщине, которая рада встрече… собственно, она совершенно нежданно для отца по своей воле идет к зверю в этой европейской волшебной сказке

у нас тоже было нечто подобное, ведь этот костлявый Кощей тоже держит красавицу в своем замке, только он не преображается в принца, чудовище – это навсегда, а ее спасает настоящий принц, Иван, прозванный совершенно незаслуженно дураком

полагаю, в русском варианте мужчина расколдовывает женщину, которая в своей девической жизни живет странно – тут действительно сложная тема; потому что наши представления о чистоте и небесной неге девичества, конечно, ошибочны и составлены явно не девицами…

на самом деле эта жизнь, видимо (я не девица), полна давлений и противоречий, зовов и отвращения, и влечения и пр., и пр., недаром все эти девицы в сказках сущие стервы и только и ищут как погубить конкурентку…

так вот, красавица-чудовище (например, та лягушка) ждет принца, чтобы сбросить шкуру и стать женщиной, что мы видим часто на картинах Эрнста, который таким образом интерпретирует эти сказки – редкий случай в истории искусства (художник интерпретирует текст, а не наоборот, чего не бывает в сюрре!)

кстати, говоря о девушке, мужчине, чудовище, я совершенно не провожу между ними решительной черты, и Кокто знал это гораздо лучше, чем я, разумеется…

М. Эрнст. Антипапа

вот еще его афоризм:

В творце всегда, по необходимости, есть мужчина и женщина, и женщина почти всегда невыносима 2

почему? – видимо, в современном искусстве интеллект воюет в первых рядах, он задает тон, и женщина мешает; этот внутренний конфликт для многих становится очень сильным (и эти люди, женоненавистники, как раз те, кто поклоняется Женщине)

и Эрнст борется с женщиной, пытается справиться с ней как с падением, наваждением, мечтой, чудовищем, природой и так далее; и чтобы вам это понять хоть немного, надо знать: все это не метафора, это настоящая поэзия, а поэзия – это же самое конкретное бытие на свете

Мечтатель всегда плохой поэт (Ж. Кокто)

думаю, таков закон этих джунглей под названием Творчество: чем глубже ты туда входишь, тем напряженнее смертельная борьба за выживание, и тут уж неоткуда ждать подмоги


1. Ж. Кокто

2. Ж. Кокто. Петух и Арлекин

25 ноября 2019

Показать статьи на
схожую тему: