Граффити

с одной стороны, граффити показывает, как трудно создать произведение современного искусства; людям, которые хмыкают, глядя на картины Миро, неплохо бы вдуматься, всмотреться в это уличное искусство; громадное количество свободных рисовальщиков, тонны краски – ни одного шедевра; почему?..

мы дети свободы, мы ценим ее больше всего; и никогда еще художник не был так свободен от любых условностей, стилей, правил и пр., и вот сотни, тысячи людей покрывают краской громадные стены яркими рисунками… и городские власти жалуются на эту грязь

а рядом продают небрежный росчерк Миро за миллион долларов! – действительно, тут есть какая-то загадка

граффити – это собственно персональный язык, он ни для кого ничего не значит, знаки без значения, игра в бисер, игра ради игры; с одной стороны, есть люди, которых просто раздражают стены: вы воздвигаете повсюду заборы, стены – мы превращаем их в цветы, тут есть идея

с другой стороны, молодой человек ощущает плоскость его серой, сытой, бессмысленной окружающей жизни, да еще с таким финалом; он хочет усложниться, замыкая внутреннее пространство, стать загадкой (парадокс в том, что это есть уже настоящая стена!)

зачем это нужно? – чтоб обрести какое-то значение; снова парадокс: абсурдный рисунок для утверждения значения, однако тут сплошные противоречия; однако ему уже ясно, что в этом вот «реальном» мире он точно не имеет никакого значения – это навязчивая идея молодежи в любой стране, и отсюда мотоциклы, понты, граффити, и кстати, терроризм тоже…

что ты сделал в жизни? – взорвал рынок

из этого протеста формируется субкультура, которая всегда стоит против культуры, род антикультуры, отрицающей все традиционные ценности и принятые законы ремесла, мышления и пр. – они не владеют средствами искусства, им нечего сказать, отсюда эта тарабарщина

но в ней бьется пульс бунта; он говорит: я иной, не такой как вы все; не могу это выразить ясно, но это так, и моя стена кричит об этом; образованный человек никогда не станет разрисовывать стены – по сути, вместо серой стены создавая цветную стену же, стену в квадрате!

потому что он владеет настоящими средствами самовыражения – а тут острый кризис самовыражения, который приехал на гребне модернизма; и вот этот пункт я хочу объяснить чуть подробнее…

 

гении ХХ века открыли потрясающие способы самовыражения субъекта; никогда человек не выражал себя так лаконично, загадочно, ярко и точно; о, за эти картины недаром платят миллионы долларов: в них бьется наша тоска, безысходность, тупики сознания, луч надежды…

это искусство подняло волны самостоятельного творчества; потому что парадокс модернизма в том, что он кажется воротами в свободное творчество, торжеством демократии в искусстве, ведь каждый, вроде бы, может взять кисти и написать нечто подобное – выразить себя вполне!

вроде бы…

на самом деле модернизм так же обманчив, как и всякая демократия; и то, что мы созерцаем на улицах наших городов, этот пир бездарности, пошлости, аляповатые росписи без всякого таланта и смысла – плата за открытия и прозрения; впрочем, демократия без пошлости – как яблоня без яблок

и такая ситуация требует от аналитика особой чуткости и критического подхода; нам надо сохранить эти прозрения и отделить зерна от плевелов

с другой стороны, в граффити иногда присутствует настоящая энигматика, тайный мир личности, нереализованный, звучащий громко и невнятно; это письмо, призванное заявить об авторе, однако отвергающее принятые нормы выражения, принятые ценности

кстати, именно поэтому это искусство никак не входит в принятые рамки, невозможно в музее, и выставки уличных художников – ерунда, на то они и уличные, их место только там – и нигде более; и у меня соблазн порассуждать о вечном противостоянии искусства и культуры

потому что вот искусство(?), которое не желает сливаться с культурой, принципиально невозможно в рамках общечеловеческой культуры, в этом его острое своеобразие – и Ахиллесова пята (новый парадокс)

 

итак, странные знаки и разводы, и слова без смысла – это как печать на сознании, которое не умеет говорить слова: необратимый антитворческий процесс (новый парадокс), и очень актуальное явление: дело в том, что молодые рвутся на арены, а не хватает знаний, образования, вкуса etc.

есть импульсы, но творческая энергия не находит выхода – еще и потому что современному обществу она не нужна; и вот этот процесс сложный, глубинный, его не так просто описать

современный человек играет со своими игрушками, занят перепиской в сети, играми, иногда работой, скучает в пробках, преет на бессмысленной службе – он давно утерял все творческие импульсы, потому что в мире потребления они не нужны: все выкатывают и подают на блюдечке

ему не нужно искусство, вот в чем его беда, и еще одна причина возникновения уличного искусства и подобных явлений; если он не идет на выставку, я устрою выставку прямо во дворе, прямо на улице – пусть все смотрят; тут есть истерика творческого сознания, которое ощущает свое полное бессилие

и с другой стороны, это показатель массовой утери вкуса и критериев; когда я еду на поезде и созерцаю стены гаражей, покрытые этими бессмысленными рисунками, у меня чувство, будто слышу всеобщий жалобный плач…

не всякий бунт – бунт; пойманная рыба, содрогающаяся на гальке, вовсе не бунтует, она просто подыхает; настоящий бунт – штука метафизическая, это как раз тот вопрос, в котором заблудились совковые учителя, приписывая Раскольникому бунт от бедности и пр.

на самом деле, его совершенно не волнуют деньги, бедность, неравенство и пр. «социальная» чепуха, он ведь от всего этого себя «как ножницами отрезал» — сразу же; это философский бунт, потому что дело не в том что они творят, а в том, что сам себя чувствую тварью дрожащей

и художники ХХ века открыли самые разные способы решения этой весьма серьезной проблемы; возможно, и некоторые рисунки на стенах являют нам акты внутренней свободы, но больше там конечно обычных судорог и криков

в определенном смысле, это знак утери культуры: наши дети, которых в школе учат лишь полезному и нужному – к таким вещам не относятся искусство, литература, идеалы, вера, мистика – ощущают страшную пустоту, ну точно как вот эта серая стена, на которой они и пишут тайком эти знаки

 

граффити – эмблема пустоты

она зияет за кулисами этого спектакля 1, потребительского рая, в котором у человека мягко отбирают его отчаяние, порыв, веру и тайну – и взамен дают машины, айфоны, HD, тряпки и пр., и пр.

и у него, естественно, вырываются последние вопли боли и бунта, потому что так или иначе мыслящие люди хотят иного — не ведая чего именно; это пустота, но в ней звучит тоска по смыслу, по тайне, по всему тому, чего их лишила эта «машинная цивилизация»

и сходу отвергают они все, что видят вокруг, никакого компромисса; в них нет попытки дойти до людей, нет интимного, внятного общечеловеческого слова; вместо шумного, бессмысленного преступного мира вокруг они желают разом, в один миг воздвигнуть мир иной, свой собственный – почти такой же, знак бессилия творца

в значительной степени, это порождение масс-культуры, так сказать, ее довели до предела, до абсурда, и по звучанию, по гортанной интонации и открытости эти стены напоминают ток-шоу на тв с их бьющей пошлостью и деревянными улыбками ведущих

здесь и отличие от Миро: тот пишет на общечеловеческом языке, затрагивая нашу любовь, страх, надежду, одиночество и веру – все то, что свойственно любому нормальному человеку, причем в высшие моменты его сознательной жизни – а тут личный хаос, личный язык, в общем, просто набор непонятных знаков «в шуме и ярости»

по качеству, это явление общего ряда, общего хаоса, и смысл увядает 2; сегодня плохое время для настоящего творчества: мыслящее сознание, лирик, гений шепчут тихие слова, однако среди этого гама и шума их голоса не слышны

 

Дополнение: тема абсурда

еще один герой Достоевского, Кириллов, рассуждает так:

— Я думаю, человек должен перестать родить. К чему дети, к чему развитие, коли цель достигнута?..

человек отрицает Бога – однако тут же отрицает и мир, выходит из подчинения мирской логики и порядка, потому что не признает их; он становится жителем Космоса (где «пять секунд» — вполне достаточно, чтобы ощутить гармонию)

он делает мир придатком, малой частью этого космического сознания, так что может умереть – и не заметит, потому что связь с миром абсурдна, если нет Бога: эту нить можно перебить дыханием

это Человек Абсурдный, который встает против абсурда мира, требует смысла – но мир без Бога смысла дать не может; потому и не надо родить… и именно в этом парадокс: абсурдный-то и требует смысла! — он как абсолютный абсурд встал против относительного абсурда мира – так измеряют подобное подобным

иногда мне кажется, что и в бесконечных лабиринтах граффити идет поиск – этой нити, Бога, смысла…

с другой стороны, вот цитата из Ф. Ницше – совсем о другом:

…почти всюду, где есть счастье, есть удовольствие от бессмысленного. Выворачивание опыта наизнанку, превращение целесообразного в бесцельное… доставляет наслаждение, потому что на мгновение освобождает нас от власти необходимости…

\и тут же:\

Это есть радость рабов на празднествах сатурналий. 3

общество потребления вызывает к жизни бурную энергию – ну, хоть самое простое: люди много едят, никаких забот, энергию некуда девать – и эта бездна энергии и просто не может быть использована; по сути дела, это главная проблема современного человека

на Востоке они бомбы взрывают и поднимают дикие бунты, на Западе кто рисует, кто колется… в общем, человек остался заброшенным, он никому не нужен, вот в чем суть дела (и это тоже чистый абсурд)


1. Ги Дебор

2. я ощущаю раздражение: пишу о явлении, которое совершенно явно не достойно анализа; есть что-то порочное в том, чтобы использовать искусство в качестве материала для твоих измышлений и воззрений; в нем всегда есть нечто большее, и ты касаешься лишь какой-то темы, какого-то аспекта творчества художника, входишь в его мир…

тут же нет никакого мира, и простой анализ сразу выявляет пустоту всей этой канители, и автор ощущает, что делает ошибку, он выбрал неправильный объект для анализа; это не явление культуры, в которой действуют сквозные связи и развитие художественных идей и явлений – к вопросу о методе…

3. Ф. Ницше, соч. в 2х тт., М., «Мысль», 1990, т.1, с.348

21 июля 2019

Показать статьи на
схожую тему: