ГлавнаяARTEИдеиМонологиАкварель Эмиля Нольде

Акварель Эмиля Нольде

от трепета…

акварель – это правда

из всех техник только акварель – опус, который делается в какие-то минуты, чистый порыв, настоящий творческий импульс без примесей: мгновение, мелькнувшая картина – и ты пятью штрихами ее фиксируешь; изменить ничего нельзя, и дописать не получится

шепчет глубина, бродят тени, взрывается пятно цвета

сама техника предполагает эскизность, быструю смену картин – так и работает наше сознание, в котором ничего не фиксируется так, как это фиксируется даже на простой бумаге, не говоря уже о холсте или графике – и в этом есть глубоко человеческое вопрошание, неуверенность, мистика впечатления

так я воспринимаю мир: фигура или гора расплывается во мне, и даже при жаре обращается в марево – в этом нет ничего искусственного, именно это и есть настоящий реализм человеческого восприятия… то есть, таким оно должно быть, но на самом деле редко получается

мы придаем значение всяким мелочам, бесимся из-за чепухи, переживаем, страшимся, и жизнь наполняется всей этой смутой, мраком и ядами – нет чистых цветов, они не взрываются в фантазии и не дарят радости…

каменные манекены Магритта и трепещущие акварели Нольде говорят в сущности об одном и том же: эта жизнь, г-да, медленно, но верно превращает нас в камни – причем это еще не самый худший вариант, если брать природу в качестве материала для сравнений…

акварель отражает напряжение и драму творческого процесса: художник как никто иной ощущает эту драму, это столкновение живого и неживого, громады и глубины, ясного и неясного; еще больше драматизма придает современное состояние нашего сознания

 

в чем же дело? – извольте: вокруг вас стало слишком много вещей; сами по себе они почти безвредны – если не считать того громадного времени жизни, которое вы тратите на самые простые вещи – доехать, связаться с кем-то и пр. – но время ваше, так что и забота ваша…

однако в сумме они дают сугубо материальный мир, который наполняет вашу жизнь делами и заботами, страхами и надеждами, которые, простите, не имеют ничего общего с настоящим человеческим бытием – и тут дело именно в количестве, которое, как вы знаете, переходит в качество

и вот это качество – тут уж все согласны – совершенно поганое; при этом, человек, собака, привыкает к подобным вещам, так что уже и не мыслит своей жизни без этих игрушек

а игрушки увлекают не только детей – и напротив даже, мы видим, как все больше взрослых людей с жутким и нездоровым пылом орут на стадионах и играют на автоматах, играют, играют, забыв обо всем – потому что к серьезной жизни, к человеческой жизни, они уже давно не способны, не так ли

душа стала ленива, неподвижна, она уже не способна на порыв, живое движение, взлет, эмоцию, у многих и чувства как-то уже атрофировались, так что живут люди и без любви, и без мечты… как-то так, ну и соответственно, и такая картина ничего им не говорит

потому что это все уже порывы и чувства, которых они не ведают, мозги заняты совершенно другими заботами, вот они сидят и слушают про политику да валютные курсы, хоть и денег нету – просто так, по привычке, потому что за неимением своего важного важным становится что угодно – что подадут

ну а уж эти-то знают, что подавать и зачем!..

да нас волнуют не они, черт с ними в самом деле; зло – это что? – как нас учил Бл. Августин, зло есть лишение, отсутствие, пустота, безысходная ущербность и вырождение, и оно всегда было и всегда будет, потому как человек – это стремление

нет стремления – падаешь в яму; есть стремление – собери дух, будет немного больно; только в наши дни эта дилемма обострилась до предела, так что кто-то сидит в яме надежно и навеки – и радуется, а кому-то остается одно стремление, ибо, кроме ямы, вокруг ничего уже и нет; лишь порыв, вспышка, озарение – ничего иного!..

да как же можно так жить?..

серый мир города, унылые коробки и грязь, лица, на которых написала забота – или взрыв гаммы, бешеное биение пульса, небесное сияние гор; море Нольде, поющий ультрамарин под багровыми вспышками заката, вот правда, другой не будет

почему я так уверен? – это объяснить несколько сложнее… ну, скажем так: человек наделен некими способностями, дарами Божьими; только прошу понять, что эти дарования, способности, чувства, интеллект и пр., и пр. не просто некие вещи, игрушки – кто-то покупает, а кому-то до лампы

нет-нет, я все же полагаю, что это некий обязательный потенциал, который в течение жизни ты должен реализовать – ну примерно, как мы проявляли фотоснимок, который сначала был просто белым листом, а потом постепенно на нем выступало изображение

так вот, наш ум, вкус, чувство цвета, слух, вера в Бога или достоинство – это черты несомненно и чисто человеческие, и выпадение этих черт знаменует собственно что? – ну, это уже некое иное существо, ущербное и склонное более не к вершинам, а к ямам (ко злу)

удивительная поющая гармония Моцартовой сонаты или акварели Нольде заставляет звучать тонкие струны в моем сознании, пробуждает мои собственные картины и идеи, и я должен развить их, прожить их, чтобы как минимум остаться культурным существом, а не просто двуногим

современная цивилизация, которую недаром называют часто машинной (или мышиной? – я не перепутал?) – располагает человека прожить без всего этого, на готовых, стандартных вещах массового производства, и тут мрак…

отсюда, собственно, самым естественным образом выходит принцип: я ничему вас не могу научить, мадам, прошу прощения; и я на это не подписывался, нет-нет, все сами; если у вас такой потребности нет, так и говорить не о чем – если есть, так я тут ничем не могу помочь

я просто болтаю о том, как сам все это воспринимаю, вот и всё; хотите – читайте, не хотите – нет; для меня лично, тут каждый лист – открытие, каждый набросок повествует о порыве, радости, о возвышенной душе, вдохновении, восторге и любви, мне больше ничего и не нужно

мне вообще мало нужно, и полагаю, наше время – время для новых аскетов, которые сбросят весь этот мир игрушек, и начнут наконец серьезную, настоящую человеческую жизнь

вы согласны?..

Э. Нольде

что касается Нольде, так – учитывая, где, когда и в каких условиях были написаны эти крохотные акварельки (все тайком: гестапо запретило ему даже иметь дома краски), поражаешься этой силе чувства, этой плещущей радости; значит все-таки невозможно нас загнать в ямы…

и напротив, мы начинаем в такие времена мыслить глубже, чувствовать сильнее, и я не уверен, что это чудо творится одной волей человека; «воля к власти» — это хорошо, но это еще не всё…

звучат иные голоса – и нужна чуткость, стремление, готовность и умение услышать и распознать; тут целый ряд навыков и дарований, о которых мало написано пока людьми – да и смысла нет

и тогда возникает это чудо: несколько мазков – и кипит глубокое море, из голубого наплыва рождаются трепещущие соцветия, и глаза художника цветут бирюзой; называют все это экспрессией – да это просто настоящая живая, бурлящая радостью жизнь

и когда я вижу современные поделки, подделки, эти кучи кирпичей и согнутые листы железа, «со смыслом», я снова перелистываю книгу Нольде и понимаю, что «пропасть между вами и нами»; масса художников следует указаниям моды, держат нос по ветру и выражают то, что от них ждут

и смысла в этом нет никакого, не говоря уже о какой-то реальной эстетической ценности; а она возникает не как случайная находка – нет, г-да, и детей ведь не находят в капусте, все тут немного сложнее, как вы знаете…

творчество идет от этих зовов, от трепета душевного, от кипящего рассудка, который одержим недоумением и вопрошанием, и силой гения может нанести концентрированный эмоциональный удар – и лишь с этим кипением, вопрошанием и трепетом это искусство может быть воспринято и оценено

и в любом случае это непростой путь

Э. Нольде. Автопортрет

если вы смотрите вокруг и, ведомые обычным здравым смыслом, видите лишь то, что видите – вы зря прожили жизнь; потому что все, что вы видите, в общем, ничего не представляет собой, не содержит ничего значимого – просто фон для жизни

такой человек мне напоминает зрителя, который пришел в театр впервые и еще не знает, что тут будет: он сидит в партере и пялится на декорации, а потом встает и уходит в буфет, совершенно не понимая, что тут сейчас начнется настоящее волшебство, к которому декорации имеют косвенное отношение

вы видите темную тучу, цветы на лугу, обычную картину, мимо которой проходите каждый день, а он видит фиолетовый взрыв, клубы багрового света, желтые взрывы лепестков – он живет иначе, дышит иначе, мыслит иначе, и очи его наполнены светом, и как и кто может этому научить!..

25 ноября 2019

Показать статьи на
схожую тему: