ГлавнаяARTEИдеиМонологиСовременный натюрморт

Современный натюрморт

учителя живописи объясняют, что установка натюрморта – 80% дела; и художник долго ставит эти предметы, ищет значимые сочетания, ставит свет – похоже на сценографию спектакля; так было в прошлом, во времена материалистической живописи 19 столетия

ее развитие было обусловлено многими причинами: развитием естествознания, кризисом религии, расцветом буржуа и пр., и вот, требовался натюрморт как картинка застывшей «живой жизни» (по Толстому), там ценились свежесть, символика…

теперь все стало иначе, и лучшие натюрморты ХХ века – это философские опусы, и материя оттуда скорее изгоняется; тот духовный бунт, который был поднят в 20е годы, отразился тут и дал совершенно иное содержание жанра

Ж. Брак. Натюрморт с газетой «День»

Брак создает не картинку жизни, а мир иной: фотографированием теперь заняты другие, у живописи иные задачи; это взлет человеческого духа, экстаз, в котором приоткрываются иные измерения и человек способен видеть Космос

они отражают не состояние предметного мира, а собственные импульсы и стремления, которые бушуют над столом – недаром Дали приподнимает предметы над поверхностью стола…

сублимация – это все, человек никоим образом не желает отдать свое духовное достояние, не верит никаким проектам мироустроения – и создает собственные миры, где бушуют порывы и страсти, и цвет свободно клокочет; такие вещи писал Матисс

светящиеся стены и складки, яркие цвета в свободном хаосе порыва, и все это не подчиняется никаким законам и не может быть установлено на столе – незачем, ведь смысл темы не в копировании вещей, а в самовыражении: это мой порыв, моя свободная страсть, невозможность гармонии и пр.

волны живой тени набегают и уходят, бесконечное пение гаммы; тут есть и метафизическая тема: когда у вас чистый цвет, совершенно свободная форма – это уже метафизика (как все чистые понятия и базовые вопросы), потому что тут бушует некая исконная энергия, космическая энергия, вечный Логос

поэтому ответ на вопрос, надо ли ставить натюрморты, может быть любым: можно ставить, потому что так проще разыграть эту драму, ясны основные координаты; если нет возможности, поможет фантазия, но главное в том, что удачный натюрморт родится из основной интуиции этой метафизической драмы

там человек желает не выразить восхищение материей – а вырваться из-под власти материи, будь то сама материальная реальность, или общество с его политикой и глупостью, или что иное; совершенное изменение природы жанра

там просто фрукты могут сочиться голубизной – как бы обретая иное бытие – они тонут в небесном, тонут в духе, и само это исчезновение более содержательно, чем самые тонкие зарисовки реальных фруктов; их не надо копировать – их надо есть

 

Шарден писал совершенно иные вещи, там предметы ощутимы и важна именно их физическая сущность, потому что это эпоха Просвещения, человек открыл глаза на реальный мир; у нас противоположное движение: мир этот мы познали, насколько возможно, и не нашли в нем новых озарений и новых идей

удивительные спокойные формы Моранди завораживают; тут предметы словно не обрели еще массы, а так и остались на уровне художественной идеи – в том, первом движении Господа – это мир, который созидается на ваших глазах

думается, что тут есть глубокая интуиция и отвращение от кипящей мировой плоскости, стремление узреть мир иной в простых предметах, противопоставить этот мир пошлой данности; мы все яснее понимаем ограниченность той физической реальности, которую так любят материалисты

художник побеждает реальность, снимает ее – в этом пафос современной живописи вплоть до минимализма, который словно желает войти в структуру предмета, в само вещество – стали или дерева – и это очередной круг исследования материи, чтобы в очередной раз ничего там не найти

надо преодолеть обреченность материи – и это касается не только художников, которые просто отражают общую тенденцию: это касается школы, где в полном забвении главные, гуманитарные предметы, и вузов, где о творчестве имеют мало представления, и всей жизни, в которой культура перестала играть роль и заменена симулякрами

Дж. Моранди. Натюрморт

мы начинаем осознавать роковую перемену: в современном человеке начали быстро угасать творческие импульсы и способности; давно уже ценятся только те идеи, которые можно продать, и в этом мире денег, разумеется, не ценятся ни чувства, ни идеалы, ни вечные вопросы, которые не по нутру его хозяевам

один из законов творческой жизни состоит в том, что эти порывы и импульсы, вопросы, образы, идеи зажигают и вдохновляют творческого человека, и напротив, гасят, раздражают пошляка и плебея, у которого просто нет средств услышать и освоить эти зовы

они и шедевры ценят согласно стоимости, и их знаменитые аукционы – это уже давно какой-то чистый фарс; если бы не реальные огромные деньги, я бы подумал, что они там просто издеваются над эстетикой

 

наступает эпоха функциональной пустоты: время человека все занято, ему некогда осознать себя (слава Богу, есть пробки), и все усилия направлены именно на самозабвение, на то чтоб погрузить его в этот сон разума, сделать совершенным автоматом

он оказывается в совершенном культурном вакууме, в пустоте, а функционально занят полностью благодаря сотням ухищрений, этой великолепной свалке – «всемирной паутине», бессмысленной работе, алкоголю, связям, в которых он не находит ни любви, ни сочувствия – общение автоматов

и когда он оказывается не у дел, теряет работу – это действительно драма, потому что это нечем заменить, у него нет внутреннего мира, нет ресурсов для восстановления – полная зависимость гайки от машины, вне которой гайка не имеет никакого значения вообще

так что вещи больше не являются носителями некой идеи, начала или мирами, как прежде, а сам человек все чаще складывается из вещей, он сам давно превратился в функциональный механизм – организм стал механизмом, все ушло гораздо дальше физиологии

у Гомли он сложен из проволоки или мозаики, или камней – он исследован до конца, в нем не найдено никакой души, забудьте, торжествующий профан идет по миру легко и просто, не отягчен ничем лишним; только иногда это полное знание вдруг кажется совершенной пустотой, не так ли…

5 января 2019

Показать статьи на
схожую тему: