О, Америка

…«Объятие любви» как цветение среди цветов, сон цветения, прозрачная нежность и навязчивое небытие сна; миражи, странные, неведомые существа, встающие из песка и тотчас снова обращаемые в песок…

мечтающая голова, птицы, ставшие экспонатами, люди, ставшие знаками – искусственность во всем, словно это не наша земля – с ее илом, пылью и ураганами, насекомыми и болезнями – а какая-то другая планета, где все вымыто и совершенно стерильно

Джон Армстронг выражает самую суть американского стиля жизни, всей этой новой имперской идеологии всеобщего очищения от всяческих идей, традиций, истории, культуры, которые не соответствуют нашим стерильным и совершенным стандартам

Д. Армстронг. Птица

живопись наводит на размышления — об Америке; о, Америка… вся беда в том, что они извергают тонны красивых слов про демократию и идеалы, и это сразу настораживает, и отсюда желание разобраться

«узнаете по плодам…» — попробуем

можно с уверенностью утверждать, что в мире давно уже бродит страшная гидра, новая Горгона, это американское кино; насилие пронизывает его, изображение чувств, любви, злобы давно уже вошло в обиход как символ пошлости; и недаром, однако у меня складывается ощущение, что тут нечто большее…

на меня лично оно производило всегда отвратительное впечатление, вне зависимости от сюжета, таланта режиссера или актеров и пр.; при этом старые фильмы, эти чудесные мюзиклы и комедии – где-то до 70х годов – были прекрасны, слегка наивны и просты… ну не Годар, конечно

а вот новое кино стало другим; и дело даже не в этом разгуле насилия, жутких, бездарных фантазиях про будущее, тарелки и пр., а просто в этом кино главный герой кто? – робот, машина

там нет человека, а когда он там оказывается, то исполняет миссию спасения мира от тех, кому этот мир принадлежит; однако этот супер-герой и есть самая настоящая машина для выполнения миссии: чувства, мораль или сострадание ему просто пристегнуты для порядка…

и эти говорящие машины производят куда более жуткое впечатление, чем робокопы и пр. механизированная дрянь; в этом кино, для меня, таится угроза гибели: оно прямо пророчит гибель человечеству, оно сеет смерть!

если принять определение Беренсона, что

настоящее искусство повышает жизнеспособность

— а мне лично оно нравится – так это кино настоящее анти-искусство: попытка нагнетания конфликта, создания драмы на пустом месте, буквально, высосать ее из пальца – это порождает уныние и отвращение; человек выходит из зала, будто ему битой дали по башке

это не потрясение настоящим трагизмом, не катарсис, ни в коем случае! – это просто потрясение, как трясут грушу, вас просто ударили, ударили по душе, дали по мозгам, и на какое-то время вы теряете ориентацию и начинаете с подозрением глядеть по сторонам

раскол, хаос, ненависть, подозрение, страх, страх, страх – оно не порождает ни одного светлого чувства, ни одного доброго движения; а когда пытается это сделать («Форест Гамп»), выглядит нарочито и искусственно

тут нет мучительной мысли, тоски по гармонии, тут нет ничего человеческого, кроме этой бесконечной звериной алчи, которой все тут пронизано и которая прямо выходит из выше приведенных основ «капиталистического духа»

и эти основы, видимо, не включают многое из того, что я лично всегда полагал для себя очень важным; иначе говоря, наши основы совершенно не совпадают, и вот это я хотел бы объяснить чуть подробнее

 

основы

когда-то мы были в Финляндии с делегацией московских учителей, и нам показывали финские школы – а Финляндия тогда была на первых местах в мире по уровню образования; учителя пожимали плечами и были очень злы: они совершенно не увидели там никакого чуда

я им объясняю, мол, понимаете, научить человека на сантехника или строителя очень просто, инженера подготовить не проблема; гораздо труднее воспитать человека, преподать ему основы гуманитарного знания, этики, философии, научить читать великие книги и пр.

короче говоря, если у вас нет гуманитарной культуры, учение пойдет как по маслу – и часов хватит вполне; а вот если у вас великая культура, дело сразу осложняется – проблема, которую не учитывают разные простецкие международные сравнения

то же с Америкой: очень просто изучить историю двух веков, десяток авторов и пять художников среднего пошиба, а остальное время посвятить разным актуальным дисциплинам; результат будет очень прагматичным, только вот… человек у вас получится особый; ну, он будет чем-то напоминать выше указанных киногероев

такая нация – да, способна завоевать мир; только уже очень много людей с полным основанием полагают, что лучше не надо ей нас завоевывать; история показывает, что те завоевания были успешными, когда победители несли высшую культуру; а прочие победители давно исчезли с лица земли…

разумеется, у Америки есть мощная современная культура; правда, тем тоже технология вместо идеологии – да ладно, не станем придираться, — но вот отсутствие основ сразу проявляется в самых разных вещах

Армстронг чутко улавливает эти гладкие поверхности обезличенной жизни, ее несуразность, несочетаемость – нет основ

Д. Армстронг. За Родину

религия без исихазма, искусство без своих художников, перечислите американских философов… это все вещи ненужные в том прагматичном мире, где все на местах, только нет чего-то главного; и отсюда, какие-то страшные, фантастические срывы

люди стреляют по одноклассникам, режут их, взрывают бомбы, не говоря уж о настоящих фанатиках духа, которые – при всем неприятии их идей и тактики – ясно видят в Америке угрозу самому дорогому и готовы погибнуть, но уничтожить гидру

 

разумеется, Америка всего этого не видит и не слышит; железная уверенность в своей правоте, в том, что они строят настоящий лучший мир, мир совершенный, рай на земле, настолько всеобщая, что говорить бесполезно, убеждать — бессмысленно

эти люди просто не знают ваших забот, веры, томлений и озарений, для них, все это китайская грамота; мы разные люди – да, однако вот тут и возникает заковыка: если мы разные (признаем это), так давайте будем жить по-разному; не надо нам навязывать вашу пошлятину, а?..

при этом, я вовсе не собираюсь доказывать тут собственное превосходство, и в мыслях нет! – просто разные, и точка; и кстати, мне это даже нравится, ведь скучно, когда идут все серые и одинаковые…

вот картина «Мечтающая голова», посмотрите на нее и подумайте над тем какое это сознание и действительно ли оно погружено в то, что мы называем бытием

 

отступление: политика

политическое сознание было развито в совке: мы там понимали, что все в газетке вранье и частицы правды надо читать между строк, и у нас было развито именно политическое мышление – в ущерб остальным, более важным, разумеется

теперь какое-то странное поветрие: будто бы в политических заявлениях и на переговорах люди говорят правду-матку и надо их понимать буквально – откуда такая дурь взялась, не понимаю; вся суть политики в укрытии смысла – иначе, на кой черт она нужна?..

поэтому человек, который полагает, что нет никаких тайных дел, заговоров, комбинаций с целью надуть, ограбить, захватить – этот человек вообще не обладает политическим сознанием; беда не в этом, а в том, что у них и прочего тоже не развилось как-то…

разумеется, когда крупный политик делает заявление, мы сразу начинаем мыслить: что но на самом деле хотел сказать и о чем умолчать; и о чем он желает умолчать так чтоб мы и не поняли, о чем он умалчивает; и кому вообще направлено его заявление

и в том послании, которое он нам реально шлет, чему можно верить, а что он действительно и окончательно врет – и зачем – это требует подчас сложной аналитической работы, которую любой житель совка проделывал за пять минут

политика – это искусство комбинированной лжи, операция прикрытия для истинных планов, укрытие идеологии в недрах фразеологии, иначе это не политика, а просто какое-то плоское, линейное управление

есть страны, которые живут и в ус не дуют, никаких комбинаций, никакой идеологии, но и они иногда вынуждены прибегать к политике; а есть такие, которые только ею и живут, и там уже слова правды вообще не отыщешь, ибо системная ложь обладает таким интересным свойством: она заводит в лабиринты, откуда уже не отыщешь выход

 

свидетель

Бодрийар пишет о том, что души стали инертны, мертвы

Души людей, дрожащих от сладкого ужаса перед экранами ТВ, но реально не испытывающие никаких лишений, утратили чувство сострадания и солидарности 1 

вот этот славный рынок, панацея от всех бед

стимулирует кипучую деятельность, ускоряет обращение товаров и денег, но при этом утрачивает связь с тем, ради чего все это, собственно, должно двигаться. Рынок стимулирует движение ради движения. Рыночная экономика порождает мобильного индивида, который осваивает весь мир в поисках выгодных сделок. Он приводит в движение товары, деньги и идеи. Но сегодня это похоже на то, как мотор начинает работать вразнос

люди делают разные вещи, совершенно не имея в виду некой человеческой миссии, сверхзадачи, как автоматы – как в американском кино; при этом стимулируется быстрый темп и потому симулируется успех, результат

Процесс симуляции зашел так далеко, что утратилось само различие фантазии и реальности

ну с нашим виртуальным миром реальность – это вообще только слово и что оно означает, этого уже никто не знает; идеалы, гармония, красота – все это слова, дизайн заменил творчество, его задача не раскрытие, а сокрытие:

Нынешние дизайнеры, скорее, скрывают назначение вещей, и под красивой поверхностью нет ничего впечатляющего

образы, ценности, святость, гений — все это товары, они «дестабилизированы», не играют никакой роли в мире биржи; а та работает тоже как автомат, и люди там – чистые автоматы, заряженные на прибыль, ничто иное просто не имеет значение

похоже на нашего тинэйджера, который мечтает о богатстве, однако слабо представляет, как его добыть, что надо делать и даже, как его тратить – то есть, совершенно абстрактная сладкая мечта; там то же самое, только наоборот

когда нет добра, нет смысла – воцаряется зло

Моральное равенство и справедливость приводят к застою. Общество живет за счет энергии зла

и дальше ответ на мой главный вопрос:

Де Сад считал добродетель неморальной формой обмана. Жизнь должна быть злобной, она живет смертью. Живое существо убивает, пожирает других и умирает само. Смерть — движение и энергия жизни. Делать вид, что можно жить вопреки этому закону, по правилам добра — значит обманывать себя и окружающих. Поэтому де Сад характеризует добродетель как бесчестный закон. Он принимает революцию как время зла и предлагает вместо принятия ограничивающих его законов перманентное насилие: сто дней террора

вот вам и глубинная причина насилия в кино и на ТВ: немного манихейства иногда не помешает: энергия зла пробуждает инстинкты, заряжает людей – ну, разумеется, не самым лучшим образом, да иного, видимо, уже нет – так и катится наш славный мир – прямо к сатане!..

а мы действительно забыли о добре и зле – то есть, это теперь чисто теоретические категории, в то время для религиозного сознания нет ничего конкретнее: да вот же оно, перед глазами! – в этой лжи, гордыне, алчи и равнодушии к чужому страданию

тут и механизация всей жизни:

Доверие к интеллектуальным машинам лишает нас претензии на познание, как передача власти политикам приводит к тому, что они начинают играть нами. Люди мечтают об оригинальных и гениальных машинах, потому что сомневаются в собственной оригинальности…

и так далее: Америка идет впереди всех, автоматизируя и дегуманизируя жизнь, и мы учимся на ее примере (как когда-то учились на примере несчастной России), учимся делать не так; только сама она упивается своим примером – вечное повторение сказки о голом короле…

и собственно, я не готов спорить, что ее модель дурная или что жить надо иначе: американцам она нравится, что бы там ни писал Жан Бодрийар, и значит они имеют полное право так жить; у них есть эта прекрасная Конституция, у них есть закон, у них есть много хорошего

однако их модель явно не покрывает всего мира, и все-таки культура – штука очень тонкая и сложная, чтобы взять да и начать ее так вот по-простому унифицировать; это явно ложный и опасный путь, на котором не может быть успеха

давайте будем разными

при этом, мы сохраним общие ценности, будем настойчиво сближать общие понятия, будем – трудясь со всех сторон – создавать эту реальную современную мировую культуру и современную модель цивилизации; не думаю, чтобы сегодня кому-то одному в ней все было понятно до конца

Армстронг пишет разрушенный храм, который стоит как признак, как мираж среди пустыни мира; привести мир к единому знаменателю – это вот тут и изображено; лучше сразу уничтожить, меньше мучений

 

заговор

таким образом, формируется известная пустота; а все заговоры рождены пустотой – так что в этих теориях нет ничего невозможного; повторим: политика – это и есть диверсии, ложь, заговоры и разводки – ничего другого в ней просто быть не может

ну-ка, скажите мне, что представляет собой подавляющее большинство человечества? – правильно, массу идиотов, которые ни черта не понимают, «ленивы и нелюбопытны» и только и ждут, что вы им внушите что-нибудь хорошее и обнадеживающее

а этого добра у нас навалом

но в чем же заговор? – добыть денег? – доллар у них печатается; обеспечить себя ресурсами? – так у них своего навалом; в чем идея? – перечитаем внимательно цитату из знаменитого маркиза: идея в том, чтобы реализовать зло

мир во зле лежит, ведь так? – почему же вы не можете понять эту ключевую мысль буквально, вполне конкретно? – и мы реализуем это зло, причем не отдельное какое-то небольшое зло или ненормальность, а вообще — мир как зло!

ведь оно таится в ваших мозгах, ваших бессильных устремлениях, вашей безумной религии, только вы не можете реализовать эти порывы – мы вам поможем, освободим всех чертей, и все запылает! – именно это и творится в американском кино, и именно это они желают создать въяве

самый простой заговор в истории человечества: просто раскрыть все двери! – да тут, в общем, и заговора никакого нету; надо только повторять слова про свободу и демократию, как это делали все диктаторы на свете – свобода, равенство, братство! – мир, труд, май! – за гуманизм, мир и дружбу между народами!..

повторяй на каждом перекрестке, и дело покатится само собой: они станут восставать, свергать, взрывать, разрушать и грабить – чем не свобода! – прямо по маркизу; и мыслящие идиоты в разных странах мира, очарованные пламенем, станут повторять твои слова

вот в чем главное слово, пафос, идея этой новой американской революции: разрушение! – и ведь согласитесь, они ужасно любят это занятие, именно бессмысленным разрушением наполнены их фильмы, где все время кого-то или что-то крушат совершенно безжалостно, вне логики и сюжета

и на политическом, и на глобальном уровне это самое важное: чтобы ослабить страну, ее надо разрушить, и на свете слишком много стран, где есть силы, способные сами этим заняться – не надо никаких завоеваний

где невозможно разрушить, в ход идет экономика, страсти, пороки – масса способов, ломать не строить; есть еще вечная мечта о свободе, а она и всегда была самым лучшим орудием разрушения, известное дело

эта абстрактная мечта о непонятной политической свободе уже так дорого стоила человечеству, что вполне заслуживает всеобщего запрета на все времена вперед – ее надо ввести срочно во все уголовные кодексы нормальных стран

и тут есть еще один аспект, который роднит их с нами: полное игнорирование культурной реакции; американцы вступают в отношения, диктуют условия, заключают сделки, совершенно не представляя при этом реального отношения своих партнеров к ним, к Америке и ее реальным ценностям

они попросту не берут это в голову – и напрасно, потому что в современном мире культура становится дефицитом – и важным индикатором того ценностного и мировоззренческого уровня, который невозможно имитировать и нечем заменить; этот аспект в тени, однако в момент напряжения или конфликта сразу выступает наружу – и решает дело

но покуда они на коне; еще одна черта заговоров – вполне естественная, признаем это – в том, что вам никогда не удается его раскрыть; политические, глобальные заговоры разворачиваются наиболее успешно, потому что даже предательство, все эти публикации не могут ничего изменить: они никого не убедят

ну в самом деле, трудно обычному обывателю поверить, что какая-то огромная и сильная страна плетет заговор мирового господства и желает всех поработить и разрушить и пр. чепуха – ну кто в это поверит?! – и публикации «утечек» еще больше убеждают человечество, что речь идет просто о бытовом хамстве послов…

поэтому заговор плетется вполне успешно до определенной стадии; простите, нет времени описать его подробно, однако это очень просто сделать, используя любой блок новостей: просто слушайте и думайте

Д. Армстронг. Антракт

конспирология

конечно, наивно полагать, что нет никакого заговора; вспомним далекие времена, когда на карте стояло твое владение, жалкие тысячи дукатов, а кругом все равно кипели заговоры — иначе не получается никакой политики; тем более в наше время, когда на карте такие вещи…

тем не менее, я тут рассуждаю не о заговоре (который, убежден, есть, и мы уже видим его плоды на каждом шагу), а о причинах именно такого убогого и жестокого заговора – а они в сознании этих людей, там не осталось ничего человеческого

они полагают это наивностью, а нас дурачками; вот пример: я смотрю программы National Geographic и вдруг понимаю, как они изменились за последние лет пять; на экране бушует апокалипсис, пророчат катастрофы – якобы «готовят» нас к ним: бомбоубежища, пещеры, в которых укрываются люди, искусство выживания, астероиды, землетрясения…

тут уже нет ни одного светлого момента, никакой красоты; где ты, Ж.И. Кусто?! – у меня впечатление, что это программы какой-то цивилизации посткатастрофической: ходят по развалинам Земли и вспоминают… но мы же еще живы

зачем это? – а затем что люди должны замереть в страхе и ужасе, так что в голову им уже не лезет ни одна мысль; вздрогни, чертово человечество, я пришел! – и разрушитель все продумал: он крушит не только города и страны, но помрачает сознание, отнимает устойчивость, уверенность, никакого покоя – вокруг бушует смерть

кино, газеты, ТВ, сеть, в которой бушуют настоящие и в основном вымышленные катастрофы, убийство и разрушение, которое стало обыденным, банальным фактом реальности, в которой мы живем, — все это готовит вас к апокалипсису, приучает к тому, что это обычные вещи и такова ваша судьба

за речами о демократии и правах человека, о мечте и свободе разрастается звериная жестокость и безжалостность чистых циников, роботов-разрушителей; это какое-то настоящее царство Антихриста – наяву; так что и конспирология наша проста: мы просто слушаем новости и смотрим в окно на происходящее, и надо быть идиотом или зомби, чтобы понимать его как-то иначе

 

однако в моей конспирологии есть еще один пункт: заговоры не рождаются сами собой, из порочной головы маньяка, и с неба не падают; зло вырастает из нашей реальной жизни в силу всех указанных причин: заговор есть выражение реальности; именно поэтому с ним невозможно бороться и его нельзя предотвратить

та сумма алчи, цинизма, пустоты, которую мы видим, все это хамство, пошлость, тоска небытия – все синтезируется в ужасный замысел, в программу действий, которая призвана уничтожить весь этот хаос – кто знает, возможно, в этом и проявляется Высшая воля? — мысль, которая мне тоже кажется чудовищной, но не у меня одного она является постоянно…

пустота не проходит даром – вот в чем наша беда и беспечность; потому что на самом деле это путаница в словах: не может быть настоящей пустоты в человеческой душе – не так она устроена, увы…

так что там воцаряется черт, а конкретнее: наиболее динамичная, сильная. богатая и алчная нация синтезирует эти явления и претворяет их в программу уничтожения всего лишнего человечества (во благо, разумеется); о них тот поручик в фильме про войну сказал исчерпывающе кратко и ясно: просты-с

 

зло

Бл. Августин написал:

Зло не есть какая-либо сущность, но утеря добра получила название зла  2 

так мыслили практически все подвижники христианства; Ориген указывает, что «дурное или злое есть не-сущее»; в этом есть базовая истина о зле, однако же тезис противоречит другой христианской аксиоме: «мир во зле лежит» — объявление зла не-сущим (в общем, почти несуществующим) мало помогает уяснению сути

Мэн-цзы уточняет, что «зло приобретается», оно есть результат влияния на человека внешних факторов и предметов, когда «наступает помрачение от вещей» 3 — это последнее указание кажется очень актуальным и более конкретным

мировое зло связано, таким образом, с самыми обыденными и простыми вещами, которыми вы с удовольствием пользуетесь каждый день, но которые – принося вам удовольствие и пользу – в то же время отнимают у вас смысл вашей жизни, атомы веры, лучи Духа

тезис Августина тоже ведь склоняет к манихейскому пониманию реальности, которое представляется совершенно искусственным: нет никакой «силы добра», нет абсолюта добра, потому как основным устремлением человека является духовное движение, самосознание, творчество

зло есть именно лишение этих сил и устремлений, обмеление души, утеря глубины и смысла, в конечном итоге — утеря личности; а это означает утерю настоящих человеческих целей и смысла жизни, которые существуют как на уровне личности, так и в более широком масштабе

мировое зло есть сила, собирающая эти отпавшие листья, создающая бездуховную и бездарную мощь, которая уничтожает дух и заряжена на вражду и разрушение – ибо лишена творческой духоносной силы света


1. Ж. Бодрийар. Америка, с. 17

2. Августин Бл. О граде Божием. М., АСТ, 2000, с. 525.

3. История китайской философии. М.,»Прогресс», 1989, с. 95

13 октября 2017