ГлавнаяARTEИдеиМонологиЕвропа под прицелом

Европа под прицелом

европейцы одержимы вопросами не менее прочих; иллюзия ясности и победного шествия по пути прогресса — для толпы, разумеется; где нет вопросов – там нет жизни; только вот…

…я вспоминаю ту башню Магритта, которая пустила мощные корни и стала деревом, однако ветры, время и набеги врагов разрушили ее, и она осталась торчать собственным монументом: к чему теперь были эти мощные корни? – кого они станут питать? – кому принесут жизнь и надежду?..
тут притча о человеческой мудрости, о философии, которая прекрасно чувствует себя на глубинах сознания и мало пригодна для решения мирских дел; и уж конечно это тоже про Европу, эта башня – ее ясный символ
наша культура во многом – такая поэзия развалин…

*

— наша? – это какая же – наша?

— Европа, — говорит Глеб задумчиво, — все равно никуда не уйти от европейских ценностей

— европейские ценности, — тянет Коля, — это колониализм, инквизиция, пиратство, нигилизм, фашизм, садизм, революция и агрессия; да-да, еще демократия, которая сглаживает все углы и выливает ушаты пустых слов

— ты перечислил этапы пути; все воевали и вели захваты – это история

— славная история, — язвит Яков

— мы никого не захватывали, мать народов, соборность, религиозное сознание; посмотри на церковь, — продолжает Коля решительно, — там снова захват, власть – тут любовь; и русскую историю писали по-европейски, выделяя тиранов да заговоры, войны и прочую мерзость

ты вчера нам прочел про «цивилизацию слова»: действительно, научились употреблять высокие слова, которые ничего не значат – первый индикатор совершенной пустоты самой концепции; Америка недаром идет впереди, посягает на мировое господство

в истории это бывало, глобальные завоеватели (все из Европы) – тут эксцесс воли, свойство их характера, для которого к счастью не хватало средств, и человека несло

а этих теперь понесло по той же модели; причем свои войны и убийство они представляют почему-то прогрессом, очень странное словоупотребление, и хуже то что они свято верят в собственную риторику, не представляя, что давно стали самой простой и банальной энергией мирового зла

классик поддержал:

— странно то, что они прошли такой сложный и трагичный путь, создали великую культуру – и теперь так упрощают; увы, людям доступны лишь простые ценности, простые принципы жизни, и выигрывает тот, кто намеренно адаптирует; а в глубине работают более сложные идеи – боюсь, не слишком благие

*

Европа…

спор о европейских ценностях такой мощный, что их стали уже кавычить – ничего себе! — а на самом деле тут другое: и я задаю вопрос, а какая связь на самом деле между мыслителями, великими гениями и самой системой власти, всей этой «демократией», этой мерзкой корпорацией?

считается само собой разумеющимся, что Европа – это Сервантес, Шекспир, Ньютон и пр. имена – инквизиция, конквистадоры, пираты, антисемитизм, фашизм побоку – но кто-то может считать наоборот?..

и мне кажется связь эта условной; разумеется, эти гении были европейцами – Байрон, Данте, Шекспир (т.е. Редланд) в изгнании, Свифт и Мильтон в дурдоме, Сервантес в тюрьме, Мор на эшафоте, Моцарт в кабаке, Гайдн с салфеткой, лакеем – по-разному бывало и не то чтобы та Европа их поднимала на щит

она жила сама по себе, а потом уже эта, нынешняя, присвоила себе ценности и идеи, которых может так и не поняла по-настоящему; во всяком случае, важности в них много, а вот настоящего глубинного понимания собственных шедевров лично я не нашел

так что не надо огульно называть всю великую плеяду Европой, и наоборот, мухи отдельно – котлеты отдельно; и уж разумеется, как всегда одни создают славу и величие, а другие умеют только пользоваться, стричь купоны да щеки надувать – и Европа не исключение

и другое: само понятие это — Европа — стало каким-то базовым символом культуры, но ведь культуры существуют различные, разного типа и глубины, их не исчерпывает одно это слово, и это «лидерство Европы» дурно пахнет, т.е. политикой пахнет

и более того, все это великое искусство, философия – они ведь всегда существуют вопреки окружающей реальности, они бунт против нее, и тут можно даже вывести определенное отношение

чем гуще мещанство, чем круче звериная морда порока, тем выше творческий взлет, глубже метафизический бунт художника

просто какая-то европейская формула: они выходили из этого конфликта, они отвергали окружающий мир; творчество по сути трагедия, так что не надо путать романтиков с Европой: все они были по сути своей проклятыми поэтами; а окружало их мещанство, сегодня это камни – и ничего больше

кроме того, есть Америка, а это эрзац, будущее Европы, ее продвинутое чадо, которое воплощает в своем зверстве и экспансии все эти «европейские ценности» — завоевать, покорить, угнетать, предавать etc.; еще Шпенглер отметил эти черты упадка:

Империализм — это чистая цивилизация. В его появлении лежит неотвратимая судьба Запада. Энергия культурного человека устремлена вовнутрь, энергия цивилизованного — на внешнее 1 

современная Европа действительно всех учит и наставляет, а внутреннее развитие давно прекратилось, и она застывает этим конгломератом стран в мертвящей матрице нормирования и регулирования всех процессов: никого не может понять, живые соки иссякли, идей нет

впрочем, она никому ничего не должна, и другие культуры должны черпать идеи из своего потенциала, а не копировать «европейские ценности», которые очень сомнительны, хотя может быть в своем доме вполне уместны и естественны – не нам судить

Р. Магритт. Искусство беседы

однако каждому мыслящему человеку давно ясно, что существует мировой заговор; никто не обретает лидерство и такую власть просто так, слепой силой обстоятельств – ясно, что тут действует целенаправленная воля, в основе которой, в основе всего проекта – разрушение прочих культур; и вот это уже всех касается – и давно

Магритт пишет каменные буквы, ставшие громадными и утерявшими всякий смысл, не так ли, или каменные яблоки – символ нашего знания

такое знание призвано закабалить разум человека догмами и «принятыми» аксиомами; все знание уже состоит из аксиом, самостоятельное мышление запрещено, отсюда стремительная деградация интеллекта и творческих способностей населения
интеллект, как считается, концентрируется в «мозговых центрах», откуда поступают технологии и программы жизни, только это очередное вранье, потому что описанный процесс всеобщий, и эти центры ему подвержены в первую очередь…

еще раздражает эта «научная» речь, которая, не обладая смыслом, имитирует его высоконаучными выражениями и известным птичьим языком, и чем меньше смысла, тем запутаннее и мудренее письмо; наконец, оно превращается в монумент под названием КУЛЬТУРА, каменные глыбы, которые должны поражать весом и древностью; непонимание лишь утяжеляет их и придает больше таинства…

Р. Магритт. Полуночная свадьба

игра с пустыми формами, сплошные попытки придать смысл опустошению, найти искомые истины на пустыре – чеховский рассказ «Правда» и пр. – в отличие от природы, в делах людских сплошное сквожение…

мы приписываем европейцам стабильность, идеалы и ясность идеологии, там все уже найдено, все устоялось – так кажется со стороны, потому что мы никогда не вглядываемся в чужие культуры (а такой поверхностный взгляд и есть свидетельство, что – чужая)

в ту же ошибку впадали и наши классики – Герцен, Чаадаев…

на самом деле модернизм вскрывает глубочайший конфликт и проблему реальных ценностей: на картине Магритта изображен человек без лица, причем разные проекции никак не меняют ситуацию в главном

пустота, сквожение, отсутствие смысла; если бы мы увидели это зеркало, уверен, там он нашел бы третью проекцию головы без лица; словно все в порядке и прическа что надо, только вот главного нет и нет никакой возможности восполнить это главное: пустые формы, зияние на месте стержня и т.д. в этом роде

европейская культура, мы знаем, в те годы жадно привлекала любые иные культуры, впитывала любые влияния – Восток, Африка, Россия – пытаясь найти новые смыслы; при этом, конфликты трагические, глубочайшие — а уровень культуры определяется напряжением оппозиций

ее можно сравнить с тяжелым заболеванием, которое обязательно кульминирует в кризис, когда жизнь висит на волоске, а потом может наступить выздоровление, и уже развит иммунитет против подобных вирусов; что-то есть в нашей природе двойственное, словно мы не доделаны, а доделать ее можем лишь собственными творческими усилиями

через ошибки, катастрофы, преступления, огонь, кровь и слезы идет человек к смыслу; а иная культура живет легко и просто и ничем не болеет; все дело в том, что она, может, еще и не начиналась вовсе…

 

но это все какие-то глобальные вещи, которые творческий человек воспринимает с досадой или абсолютным равнодушием; ну из-за чего сегодня они готовы вцепиться друг другу в глотку? – никакой реакции, потому что она все равно совершенно бессмысленна

интересует человек, разумеется, и вот с человеком творятся странные вещи; слушаю радио и обращаю внимание, что все время меняю станции – чисто автоматически, потому что невозможно слушать эту забубенную дурь, которая там цветет

пошла мода на «говорящих», как будто это так просто, как пописать: крутил дурацкие песенки, а тут приказали заговорить – и болтает без умолку, ничего сложного, правда? – и выходит, этих людей вообще ничего не волнует, кроме пробок – вот эпохальная проблема!..

опустошение сознания идет такими темпами, что через пяток лет вообще станет невозможно и рот открыть на какую-то настоящую человеческую тему – а может, это время уже наступило? – и тут понимаешь, что люди, которые критикуют Европу, во многом правы, только это ведь наша общая судьба

она просто впереди идет, ну а это известное явление: идущие сзади всегда настроены оптимистически и яростно критикуют «этих кретинов», которые совсем выродились и не могут сделать простую вещь; а потом наступает время задних, и вот тут мир содрогается… в очередной раз

 

еще одна тема – сравнения; компаративные исследования когда-то были модны, теперь многие уже осознали их ущербность и слабость: можно конечно же сравнивать что угодно, только вряд ли это помогает тебе самому решать свои проблемы

у каждой культуры свой путь, и нам, к примеру, следует быть несколько скромнее; а то в одном абзаце клеймит совок и вещает о «катастрофе», а в следующем славит нашу «великую культуру» и принимает позу спасителя человечества – куда ж катастрофа девалась? – это ведь не шутки

так что означенный прицел на Европу бывает самым разным: кто-то избирает ее мишенью от полного непонимания всей глубины и мощи этой культуры (и кстати, того что именно от культуры и идет любое развитие), а кто-то, напротив, выбирает ее идеалом – с той же мерой непонимания

но клеймить ее или славить – это не поможет, друзья мои, преодолеть ту явную отсталость, ту реальную культурную катастрофу, которая потрясла наше с вами отечество, обратив нас в дикарей, – вот куда нужен прицел


1. т.1, с.77

2 октября 2017

Показать статьи на
схожую тему: