ГлавнаяARTEИдеиMarginaleАморализм морали

Аморализм морали

Брат мой, если есть у тебя добродетель и она твоя добродетель, то ты не владеешь ею сообща с другими.
Ф. Ницше, «Заратустра»

С. Франк в «Вехах» ясно выразил образ русского интеллигента – слепого вождя слепых; на самом деле вне высших – или настоящих, ценностей человек обречен на нигилизм

Морализм русской интеллигенции есть лишь выражение и отражение ее нигилизма 1

они все очень любят моральные проблемы, и в особенности дискуссии по этим проблемам, потому что мораль есть единственная основа их воззрений, и они не способны ответить на простой вопрос: а откуда они ее взяли? – что в основе и почему я, к примеру, должен ей следовать?

отсюда, случайность и партийность, диктат горлопанов и полное отсутствие минимальной свободы; вы не сможете с ними дискутировать по той простой причине, что они, во-первых, не дадут вам рта раскрыть, они все диктаторы, как и любые г-да с ограниченным кругозором, а во-вторых, этот ограниченный мирок просто слишком узок для дискуссии

тут нет вариантов, тут партийная догма, и нынешние интеллигенты – либералы — решительно отличаются даже от марксистов начала ХХ века, те ведь допускали и творчество, и высшие ценности – хоть на словах…

Франк пишет:

Только в том случае, когда объектом стремления является благо относительное, лишенное абсолютной ценности, — а именно удовлетворение субъективных человеческих нужд и потребностей, — мораль …абсолютизируется и кладется в основу всего практического мировоззрения

они все жрецы морали; это последняя пристань, последнее убежище ничтожного сознания, в котором нет никаких высших мети, ничего святого, ничего истинно высокого: морализм есть последняя остановка перед полным нигилизмом – его и выражают самые смелые и откровенные из них

и отсюда, отвращение от искусства, которое они не понимают, да и понимать не дают, ибо все занятые более важными делами — решают судьбы страны (как – мы видим и знаем)

Борьба против культуры есть одна из характерных черт типично русского интеллигентского духа; культ опрощения есть не специфически-толстовская идея, а некоторое общее свойство интеллигентского умонастроения, логически вытекающее из нигилистического морализма

и все же именно Толстой Лев и стоит в центре этой интеллигентской русской культуры как могучая фигура, воздвигнутая ею на пьедестал и затмившая настоящих русских пророков на долгие десятилетия совка

удивительный был человек: жонглировал понятиями, играл мирами как шарами, кондовый разрушитель за ширмой всенародного Писателя

он всегда для меня был примером именно писателя, в отличие от автора, ибо каждый его вопрос или образ, тема или идея, гнев или обличение насквозь всеобщие, всероссийские; он во многом схож с Ницше, но вот тут совершенно ясное различие

тот говорит от себя, этот выражает именно глас народа, что есть, конечно, совершенно бессмысленный суррогат; Толстой отвергает всю русскую жизнь, а вместе с ней и значительные явления мировой культуры, и христианство в его истинном значении

все это он заменяет морализмом плюс дурно понятый буддизм, истинный апостол русской интеллигенции, заблудший титан, если угодны высокопарные слова о национальном классике (я никого не хотел обидеть)

 

Камю записал в дневнике:

Больше всего зла мне причинили общие идеи 2

в нашем деле, т.е. в творчестве, ничего стоящего невозможно сделать по теории, исходя из этих общих истин, идей, понятий – все требуется проверять на вкус, наощупь, все надо созидать заново

настоящий мыслитель не любит столбовых дорог

ну а интеллигент вообще этим делом не озабочен, просто берет готовые клише и лепит куда попало

такая ситуация, естественно, не располагает к развитию культуры или образования; тут все валят на чиновников, и часто правильно валят, однако есть корень зла – и он в другом месте; это совершенное равнодушие или указанная классиком враждебность интеллигенции к настоящей культуре

именно отсюда — безумный ажиотаж по поводу среднего художника Серова и совершенное равнодушие к модернизму; именно здесь коренится причина ужасающей темноты и архаизма их эстетических представлений, не говоря уже о философии, которая вся стоит против них

партия темных – вот имя им; и, разумеется, если слепые жаждут света и верят в него, темные его ненавидят; потому что у слепых затворены очи, а темные несут тьму внутри и питаются именно ею

при этом, им нужна компания, они желают выражать идеалы народные, что в наши дни просто фарс: на выборах их партия набирает 2%, однако упрямо величает себя народной, демократической, правой и пр. – истинно темны…

М. Гершензон указал (там же):

Общественность заполонила сознание… этот распад личности оказался роковым

тут еще одна прискорбная черта, и о ней надо сказать особо: «распад личности» не шутка; а он совершенно прав, и, в первую очередь, этот распад выражается в полном забвении национальных святынь, традиций, ценностей, гениев – у них каждый сам гений

чтобы стать фигурой, требуется такая малость, что просто диву даешься!..

отсюда, плагиат: тащат с Запада что попало – от айфонов до телепрограмм, копируют все, потому что у них давно угасла творческая способность, и потребность тоже, и осталась единственная настоящая ценность… вы поняли, о чем я, о всеобщем эквиваленте

логичный финал для нигилистов

ну а сам Ницше рубит топором:

Говори, лепеча: «Это мое добро, каким я люблю его,каким оно всецело мне нравится, и лишь таким я хочу его.
Не потому я хочу его, чтобы было оно божественным законом, и не потому я хочу его, чтобы было оно человеческим установлением и человеческой нуждой: да не служит оно мне указателем на небо или в рай.
Только земную добродетель люблю я: в ней мало мудрости и всего меньше разума всех людей…»

если попросту: мораль может быть лишь моя, личная, «разум всех людей» тут не подмога; эта мысль о «земной добродетели» (в противовес христианской духовной) имеет смысл в том плане, что и выражение «земле – земное»: тут, в мире греха, нет ангелов, и строю лишь возможное, земное сам наш гений противоречит этой земной философии, когда воспевает сверхчеловека; ну и, разумеется, «мое добро, каким я люблю его, каким оно всецело мне нравится» и т.д. — вряд ли утешит вас или меня, если мы попытаемся построить общий дом и жить в нем вместе – о чем сто раз написано…

ненавижу эту тему; я пытаюсь бороться с нею, однако давно понял, что автор пишет не то, что он лично выбрал, а… все происходит иначе; иные темы, как комары, как осы, они способны свести с ума!..

 

я не любитель карикатур, у меня вызывают интерес лишь содержательные темы; и поэтому что ж я могу предложить для иллюстрации? – мне приходит на ум лишь один шедевр, за который они заплатили миллион долларов и в котором смысла, ценности ровно столько же, как и в прочих их проектах

вы сразу узнаете автора, типичного интеллигента


1. Вехи

2. А. Камю, Записные книжки, 1936

4 июня 2018

Показать статьи на
схожую тему: