ГлавнаяARTEИдеиФилософия в цветеВильгельм Виндельбанд и Франтишек Купка

Вильгельм Виндельбанд и Франтишек Купка

там были завихрения ума, такое время…

Объяснение жизни души в общих понятиях есть наука

Г. Риккерт просто любил это дело – дефиниции давать, вот и стали давать их чему попало, однако были и истинные прозрения, и одно из них то, что дискретная реальность – основа научного мышления, любого анализа и творчества, в то время как любое смешение, куча – обычный взгляд на мир

Науки, если только методы их не произвольны, нуждаются в «априори» или в «предпосылке» (Vorurteil), на которой они смогли бы основываться при превращении разнородной непрерывности в прерывность, или в принципе выбора, пользуясь которым они могли бы в данном им материале отделять существенное от несущественного 1

человек начинает понимать, что исследование есть препарирование, обработка:

От того, каким образом мы прерываем поток действительности, выбирая существенные элементы, зависит характер научного метода…

эти мысли нашли свое воплощение и в живописи, и в архитектуре, породив конструкцию как основу художественного мышления

 

Виндельбанд, напротив, уже не слишком радуется научным достижениям, он предвидит кризис: науки стали такими разветвленными, что «индивид не может больше охватить их совокупность», к тому же утеряны единство и связь, которыми они обладали прежде; есть науки – нет цельного знания

разрывы, прорывы, взрывы – нет результата для бытия

человек «не может свести в живое единство все содержание культуры…» 2, отсюда бегство в античность или бунт

Культура слишком разрослась, чтобы индивид мог объять ее. В этой невозможности заключена большая социальная опасность

мы оторваны друг от друга, занятия одного ничего не говорят другому и нет общих идей, а отсюда – утеря общих ценностей, и «так современное общество все более являет собой образы разрыва…»

Ф. Купка очень ярко выражает это дробление современного сознания, распадение мира, распадение личности

Ф. Купка. Planes by color

Громадный рост знаний настиг нас внезапно, и мы еще не нашли методов упрощать их и излагать цельно —

человечество все дальше от идеала, и дилетантизм захватывает новые и новые области жизни; очень трудно с ним бороться, потому что это люди, которые знают все… понемногу, как гоголевский Чичиков, который с одинаковым интересом мог говорить и о борзых, и о финансах, и о чем угодно еще

 

эти мысли интересны сегодня, когда мы уже пожинаем плоды этой раздробленности и бываем вынуждены рассуждать о самых разных вещах, будучи не вполне уверены, что попадаем в тему

но главное зло не в этом: само понятие цельного знания, о котором писали в начале века Франк или Трубецкой, угасает, по той простой причине, что оно стало невозможным, не подходит к нашему «научному» подходу ко всему на свете – ибо всякий иной подход считается несерьезным, дилетантским

значит, вы можете сыпать терминами, болтать воду в ступе и быть научным, но если вы принимаетесь за серьезное исследование неких общих тем, которые требуют более сложной эрудиции, знаний в разных областях, осторожнее — вы очень рискуете попасть к дилетантам; странное дело, серьезными признаны мелкие темы «кандидатских», не нужны оказались главные темы человеческого сознания, культуры, жизни

Ф. Купка. Amorpha Fugue in Two Colors

размышляя на эту тему, я вдруг увидел в картинах Купки эти разрывы и несовместимость начал; словно одержимый познанием человек стремится выйти уже за пределы видимого мира и оказывается в пустоте – подобно современному астрофизику,

который бойко вещает нам с телеэкрана про далекие галактики, миллионы световых лет, большой взрыв – так, будто действительно знает все это, видел, доказал: вот «ученый», который воистину дилетант! – они исследуют кости динозавров и восстанавливают по кости хвоста все чудовище, рассказывают о его рационе и тактике нападения и пр., и пр.

а в это время их современники (да и, смею думать, они сами тоже) имеют весьма слабое представление о том, что такое вера или честь, о чем говорят великие произведения искусства, что скрыто в глубинах великих книг человечества…

Культура слишком разрослась, чтобы индивид мог объять ее. В этой невозможности заключена большая социальная опасность…

сегодня множество людей совершенно отрешены, просто забыли о существовании настоящей культуры, серьезного искусства; ТВ заменяет все, это мир суррогатов, и тут так жить принято, и в этом действительно есть опасность

в чем же она? – да именно в том, что массы людей теряют представления о идеале, о морали, о человеческом облике и готовы следовать по сути дела за любыми идеями и лидерами; убраны предохранители, цивилизация еще пытается навязать какие-то нормы, но мы видим, как они все время нарушаются

посмотрите хотя бы, какими средствами ведется «борьба за демократию», как политические, а часто и просто финансовые интересы стали явным приоритетом и пр., и пр. – мир без культуры, без высокого искусства стал явно уже не тот

словно люди превращаются в каких-то пигмеев, и отвращение от знания возрастает; остается единственная надежда, что процессы познания идут циклически, и когда-нибудь, двигаясь по орбите, мы снова вернемся…


1. Г. Риккерт. «Науки о природе и науки о культуре», с.23

2. Лики культуры, т.1, с.254

24 сентября 2019