ГлавнаяARTEИдеиФилософия в цветеПонятие идеи. В.С. Соловьев

Понятие идеи. В.С. Соловьев

Идеи существуют до вещей в божественном Разуме… 1
Авиценна

идеи правят миром, это старая поговорка, совершенно верная; вы можете создать прекрасные проекты, школы, труды, учреждения, но если нет центральной идеи, концепции, все ваши усилия обречены на провал – касается и политики, и экономики, и культуры…

выработка идей – дело сложное, но даже и понять уже существующие идеи не так просто: это требует определенной эрудиции, причем многосторонней (а иной настоящая эрудиция быть не может), и чтобы уяснить это, следует получше определить смысл самого понятия

из Платона:

Идеи существуют сами по себе и лишь к самим себе относятся…

Следовательно, нами не познается ни одна из идей, поскольку мы не причастны знанию самому по себе? А потому для нас непознаваемы ни прекрасное само по себе, ни доброе, ни все то, что мы допускаем в качестве самостоятельно существующих идей.

— кажется, так 2

идеи – особые образования, даже не чисто интеллектуальные, которые обозначают некие вспышки или сгустки знания «самого по себе»; я делаю вывод, что ни из философии, ни из риторики, искусства, экономики или логики они не познаются вполне – нужно комплексное, более сложное познание

Рассел добавляет, что философские идеи «если они значительны, могут возрождаться в новой форме после того, как в первоначальном варианте были отброшены» 3 — идеи переходят из одной сферы в другую, пополняясь, обновляясь и пр.

абсолютная идея Гегеля – чудовище, которое вообще охватило весь мир, обратившись в полную абстракцию и нанеся тем самым большой вред философии

другие мыслители определяли идею осторожнее: В. Соловьев писал:

Необходимо есть materia prima… как определяемая сущим через абсолютный Логос, как его объект; эта materia prima называется идеей 4

в общем, некое исконное знание, с которым надо работать, в разных искусствах и науках, в разных видах и жанрах препарируя, раскрывая, комментируя и т.д.

при этом, важно заметить, что идеи не придумываются досужим умом, вот Л. Шестов написал: «все ужасы жизни не так страшны, как выдуманные совестью и разумом идеи» — идеи есть, мы их просто формулируем и комментируем, проясняем и актуализируем

с этой позиции, данная серия эссе – попытка выразить основные идеи философии при помощи живописи, навести мосты, установить связи между философией и искусством с ясной целью четче очертить известные идеи, проиллюстрировать их, а кое-где, возможно, и дополнить и углубить

понятно, что художник и мыслитель по-разному подходят к делу и у них разное видение одних и тех же феноменов; а философия или искусство – в общем, культура видит свою задачу вовсе не в унификации «картины мира», как нас учили в совке, а напротив, в проработке и выявлении всех возможных позиций и вариаций

 

вот один пример подобной переклички: Вл. Соловьев и М. Нестеров – современники; их идеи перекликаются, и очевидно, что деятельность философа оказала влияние на творчество художника

вот отрывок, собственно, идеи, я попытался их выделить для удобства

Н. Бердяев о Вл. Соловьеве (отрывки) 5 

…была одна центральная идея всей жизни Вл. Соловьева, с которой был связан его пафос и его своеобразное понимание христианства. С ней связана его ночная мистика и поэзия и его дневная философия и публицистика. Это была идея богочеловечества.

Для него свобода и активность человека есть неотъемлемая часть христианства. Христианство для него религия богочеловечества, он предполагает не только веру в Бога, но и веру в человека.

Человек есть связующее звено между божественным и природным миром. Вл. Соловьев всегда понимал христианство не только как данность, но и как задание, обращенное к человеческой свободе и активности. …осуществление Царства Божьего зависит не только от Бога, но и от нас, ибо ясно, что духовное перерождение человечества не может произойти помимо самого человечества, не может быть только внешним фактом; оно есть дело, на нас возложенное, задача, которую мы должны разрешить.

Вл. Соловьев верил в человечество как реальное существо. С этим связана самая интимная сторона его религиозной философии, его учение о Софии. София есть прежде всего для него идеальное, совершенное человечество. Человечество есть центр бытия мира. И София есть душа мира… Софийная мировая душа свободна. Она предмирно и предвременно отпала от Бога и свободно должна вернуться к Богу.

М.В. Нестеров. Преподобный Сергий Радонежский

Сергий Радонежский воистину тут есть «связующее звено между божественным и природным миром» — посмотрите, как схематичен и иконно прост его облик; более того, он вовсе не написан Нестеровым «на фоне природы», но она тоже просветлена настолько, что кажется неким «небесным палисадом»

в картине «На горах» сначала героиня кажется русской типичной красавицей, а сам сюжет – лубок?.. но вспоминаешь текст Бердяева, и понимаешь, что это не совсем так, есть нечто еще…

это персонифицированная София, «душа мира», которая предметна и тут, на картине, представляет некий торжественный центр мироздания; соедините это с Блоком и получится полное описание идеи…

М.В. Нестеров. На горах

на таких полотнах действительно воочию видишь «идеальное человечество», которое существует в полной гармонии с природой и казалось бы банальным, если бы не идея, которая высвечивает из них

статуарные, застывшие в идеальной картине мира, эти герои существуют вопреки времени, кошмару истории, социуму с его бедами и катаклизмами – над миром, вне мира сего, ибо они устанавливают высшие связи

у Нестерова часто видишь эту связь земного и небесного – вот, струятся тонкие белые березки – будто к Богу они устремлены, и земная красота отражена в водах – как в небесах…

М.В. Нестеров. Два лада

это вовсе не формальная перекличка: Нестеров везде подчеркивает наличие духовного элемента; в эпоху упадка духа, атеизма он, напротив, видит мир просветленным, словно общественное движение просто выявило язвы – и теперь следует их лечить

вся природа на его картинах полна света, стремится к Богу; и всегда центром композиции является просветленный, одухотворенный человек

этот художник, вслед за великим русским мыслителем, понял, что все зависит от взгляда, от нашего выбора, и лишь «духовная свобода и активность человека» способны побороть безбожное время, возвыситься до веры, войти в Царствие

этой веры полны полотна Нестерова – и они помогают мне лучше понять реализм и пафос Соловьева, который при сквозном чтении кажется несколько… идеальным и утопичным

 

таким образом мы работаем с идеями, стремясь увидеть, почувствовать их в материи живописи, утвердить или опровергнуть – и это весьма нелегкий труд, который требует многих усилий, однако он помогает утвердиться в философии; а без философии нет ни современного искусства, ни возможности понять по-настоящему хоть одну значительную картину


1. Б. Рассел, т.1, с.398

2. Парменид, т.2, с.413-414

3. Б. Рассел, «История западной философии» в 2х тт., Новосибирск, 1994, т.1, с.64

4. В. Соловьев, «Философские начала цельного знания», соч. в 2х тт., М., т.2, с.248

5. Н. Бердяев, из кн. «О России…»

6 июля 2019

Показать статьи на
схожую тему: