Насилие

У каждого есть право противоречить самому себе
Л. Арагон

собственно, это единственный способ познания

сюрреализм – школа противоречия, путь к настоящему театру абсурда, в котором наконец в классической простоте и обнаженности представлена совершенная антиномичность существования

и поэтому нет запретов на мысль

М. Эрнст. Да здравствует любовь

метаморфоза – очень древний прием, великая идея искусства

тут она никак не может завершиться; у него все время, впечатление, процесс застывает на полпути – ни туда – ни сюда; возникает некая постоянная неопределенность, странная константа, которая вынуждает простых агентов системы определять ситуацию, доводить ее до ума

 

на самой известной литографии Эрнста мужчина с головой хищной птицы бьет женщину, тут это голова льва, трансфигурация, снова, не завершена; все мы в каком-то подвешенном состоянии, как эта полуобнаженная дама

иногда, уже в живописи, они у него словно никак не могут вылупиться из некой формы и обрести свободу – именно о свободе тут идет речь; это какая-то idée fixe ХХ столетия; но именно свобода и определяет уровень насилия

М. Эрнст. Из серии «Неделя доброты»

— почему?

потому что она разрушает традиционные связи и соотношения – полов, ролей, социальных статусов и пр. – она именно создает ситуации неравновесия, которые Эрнст и фиксирует в своей графике

когда женщина исполняет свою функцию – соблазняет, чарует, так или иначе привлекает и удовлетворяет – все в общем мирно; в XIXм веке даже в самых забубенных уголках умудрялись поддерживать мир и покой, минимум насилия

а в просвещенном ХХм оно стало почти нормой, жуткие данные статистики заставляют задуматься; а все дело в изменении ролей, в формировании такой ситуации, которая неприемлема и не отражает реальные соотношения

мы лишились женщины, этой чаровницы, этого света в окошке – он был разного цвета и смысла, неважно, это была некая модель, классическая, романтическая – какая угодно, и хуже или лучше — но она работала

теперь модели нет, равенство, следовательно, идет волна насилия, которое призвано установить новые реальные соотношения, потому что это «равенство» — фикция, равенства не может быть, да если подумать, оно никому и не нужно; мы стали жертвами фикции

— какие это новые соотношения?

очевидно, что наш союз распадается; мужчина и женщина больше не понимают друг друга; и чем больше они узнают о противоположном поле, тем резче расходятся – тут какой-то закон, как однородные полюсы магнита… отталкивание

они оказываются больше не нужны друг другу, отсюда тема однополых браков, которая просто всколыхнула мир – как будто это решение проблемы…

на самом деле, я полагаю, это революция отчаяния, даже уныния, это движение людей, которые совершенно утеряли всякие представления о счастье, их души питаются суррогатами

женщины в растерянности; мы больше не слышим о феминистках, они стали наконец одиозны; нужно какое-то кардинальное решение проблемы современной женщины, которая оказывается просто не у дел: она везде, перед ней, вроде бы, открыты все пути – очередная фикция, разумеется – на самом деле, кто везде, тот нигде

— а насилие?

насилие восстанавливает классические сочетания силовым путем, оно не обращает внимания на реальное положение дел, выправляет ситуацию: муж приходит домой и ведет себя как муж в домострое; он не встречает никаких смягчающих черт, никакой гармонизации

и вся эта дикая энергия выливается на жену, которая вполне ощущает это промежуточное положение, в котором ее изобразил Макс Эрнст: полноправная гражданка-жертва то ли мужика, то ли грифа…

насилие – фактор неравновесия

установите нормальные, более или менее гармоничные отношения между людьми, укорените и узаконьте их тем или иным способом, и насилие пойдет на убыль

я видел эту девочку, которая пускала сопли в полиции и рассказывала, что не может идти домой – он, б…, только видит меня, сразу лупит – она ведь совершенно перестала быть женщиной

в школе ее учили физике и биологии, потом она получала профессию, попутно спала с кем попало на условиях того же равенства; она не владеет ничем из настоящего арсенала женщины и вообще не знает, «чего ему надо, козлу»

ну а у эротики свои законы; ему нужна эротика, отношение, связь – а никакой связи нет! – и он устанавливает ее самым простым и доступным способом: лупит ее по мордам, унижает до положения рабы, и, хотя бы в этом черпает удовлетворение, это род обладания в жизни, где он ничем не владеет

 

— та невеста открывается или замыкается?

думаю, раскрытие происходит в краткий миг сватовства, ухаживания, а потом каркас закрывается, и она пребывает в виде некой энигмы; и он лупит по этому каркасу, вскрывает ее, снимает энигматичность

мне самому не нравится такое философское описание банального и мерзкого насилия, однако полагаю, лучше попытаться понять это явление вглубь, чем произносить надоевшие всем речи против насилия

мне кажется, будет справедливым назвать наш век веком женщины: она обрела независимость, кончилось ее «рабство» — а кое-где это было рабство без всяких кавычек – и нашла новую судьбу; труднее, легче, но она строит свою жизнь и получает от этого удовлетворение

а вот мужчина, напротив, теряет себя, свою роль и миссию, и для него, это весьма сложное время; и стоит разобраться в его напряжении, комплексах, потерях (и в том, например, а что мы приобрели в результате этих потерь) – и тогда яснее станет его уныние, отчаяние – и его пороки

волна эмансипации захлестнула мир, гендерные исследования и внимание общества почти полностью посвящены женщине; думаю, нам предстоит рассмотреть положение мужчины, и призывы к этому давно уже звучат в серьезной литературе

 

— почему на литографии она изображена в таком виде, чистая жертва?

у нее тоже есть право противоречить себе: женщина приобрела сотни ролей, однако ты можешь назвать главную? – какая роль все же нравится ей больше всего, какая стала классическим и непревзойденным ее образом?

— жертва

жертва: образ – это больше, чем просто знак, это социальная сущность отношения; кроме того, роль, которая всегда в запасе и женщина готова ее использовать, надеть быстро эту главную маску, или лицо? – и роль безотказно срабатывает

оказывается, приобрести новый социальный статус не так просто, это дело не одного столетия, мне кажется; да и свобода – это дело наших собственных усилий и жертв, никто ее на блюдечке не приносит

тут у него явно изображено отчуждение от принятых социальных ролей: и лев не лев, и жертва — не жертва и не женщина, и как всегда в сюрреализме, непонятная ситуация, абсурд: сначала кажется, он держит жертву на цепи, а потом видишь, что на самом деле он к ней прикован

да и тесак, который он поднес к собственному горлу – тоже вполне прозрачная черта; тут непонятно, что реально происходит — а потом вдруг понимаешь: в этом нет никакой разницы

поневоле является мысль о вреде любых социальных пертурбаций и революций – как в малом, так и в большем масштабе – потому что задача не в том, чтобы переставить агентов и переменить роли; это похоже на театр, в котором все взяли себе другие роли, но толку в этом никакого нет, потому что хорошей пьесы у них нету и каждый орет свое

это, собственно, беда всех настоящих демократий, которые именно поэтому и могут существовать крайне ограниченный период времени, а потом приходят новые хозяева и распределяют новые роли в соответствии со своим сценарием

— и насилием

разумеется… и чем больше движений, перемен и революций, тем больше насилия; народ должен жить тихо и спокойно, и его не так волнуют собственно конкретные роли, которые приходится играть, как усилие и жертва – этого ему не надо; он не любит мыслить, выбирать, решать – все это порождает только насилие и деградацию

я думаю, не потому что народ туп – просто, у него совершенно другие жизненные задачи и интересы, чем у кучки холериков, которые мутят воду и мечтают о земном рае – и уж эти мечты порождают точно одно насилие, таков опыт человечества

резюмируя нашу тему: неважно, какую пьесу вы играете, каков ее жанр и сюжет, важно качество драматургии, талант режиссера, соответствие артистов взятым ролям и пр. черты хорошей постановки – это банальность, однако в новейшие времена люди почему-то перестали понимать такие банальные вещи

21 марта 2019

Показать статьи на
схожую тему: