ГлавнаяARTEИдеиКоллажСмысл критической эпохи

Смысл критической эпохи

И разве не ясно, что настоящая свобода лежит бесконечно далеко
от тех областей, которые облюбовал себе практический разум?
Л. Шестов

когда ты излагаешь какие-то базовые принципы человеческой жизни, веры, познания, глаза у юных мутнеют, внимание исчезает вовсе: они не понимают, о чем идет речь; их сознание слишком материалистично и конкретно, прагма царит во всем – так они воспитаны

фраза Гоголя о Собакевиче – казалось, что в этом теле вообще не было души – стала пророческой; так что исторические предания, высокие шедевры, великие вопросы или мировая мудрость – все это имеет значение лишь как средство продвижения (непонятно куда, разумеется)

общих идей больше нет

человек не озабочен своим сознанием, не говоря уже о душе, о духе, словно вся жизненная задача, весь смысл этого насекомого заключен именно в том, чтобы куда-то вскочить, занять место в поезде, который мчится в никуда

с удовольствием разрушали святыни и утопии, хоронили Бога, развивали в детях голый прагматизм и логику, как будто в этой жизни им самим все так ясно; и отсюда, жизнь без ценностей, бесконечная плоскость с ее бессмысленной суетой

внутренние узы более не связывают человечество, которое стало просто населением планеты, и, как в любом виде, кипит вражда, а где вражда, стремительно исчезает глубина и высота, все бытие концентрируется на одном уровне, профанация, пошлость, ненависть, пороки, которые стали обычными качествами индивида

что вчера возмущало – стало нормой; этика не работает, потому что она исходила из реальных ценностей (со всеми кризисами и сомнениями), а теперь их нет: мы слишком много узнали нового, наука убедила-таки нас, что разум всесилен, и жизнь действительно «съехала с колеи»

отсюда, решающая власть денег, общий знаменатель, эквивалент, который заменил настоящие сущности, симулякр жизни, наслаждения, связи, Бога, смысла и пр.; их количество стремительно увеличивается, их не вкладывают – им молятся как кумиру

разумеется, чем больше денег, тем меньше они стоят, и дело не только в естественной инфляции, но исчезают настоящие стимулы; знание, созидание, великие идеи – все потеряло смысл, значение имеет только влияние; однако поскольку реальным влиянием обладают единицы, мир погрузился в воображаемое

мы окружены призраками

каждый день они придумывают новые планы, проекты, реформы, меняют шило на мыло, похожи на нашего президента-клоуна, который все менял время и переименовывал учреждения – на самом деле ничего нового не происходит; элиты превратились в банды, занятые исключительно грабежом

грабеж на развалинах – бессмысленное занятие, поскольку даже если вам это удается, деньги теряют ценность, их некуда вложить: экономика вне этики, вне доверия не работает

кстати говоря, сама экономика превратилась в кумир, главное содержание нашей общественной жизни; и даже не экономика, а пена от нее: каждые 15 минут по радио нам сообщают валютные курсы и информацию о состоянии биржи, как будто эта маята спекулянтов играет какую-то роль; чистый паноптикум, цирк, где остались одни клоуны – бездарные…

экономическое сознание может думать только об одном, именно поэтому громадные творческие энергии парализованы, и сами интересы, устремления, наслаждения людей стали плоски и убоги: в основном, они сводятся к автомобилю: это символ, настоящий знак убожества критической эпохи

она действительно критическая: все настроены скептически, все критикуют – никто ничего не создает; ждут апокалипсиса, потому что никак иначе этот бардак разрешиться не может – таким образом атеизм находит снова Бога, не верой и надеждой, а слепым унынием и скепсисом

и странная вера, и любовь, и эти виртуальные отношения, и ублюдочная воля, одно мечтание, и воображаемое собственное значение, и торжествующий профанизм — все это уродство повергает наблюдателя в шок; становление, бытийность, настоящее бытие – это становится базовым условием, иначе все прочее теряет смысл

критическая эпоха развивает свой словарь, свой жаргон, свои представления; тут бессмысленно называть кого-то дураком (все дураки, глупость в самом статусе, в любом возможном действии) или пошляком (то же самое); они жмутся друг к другу, сбиваются в кучи, тусовки, пытаясь преодолеть тревогу твари, выбитой из привычного ареала

меняется представление о знании, компетенции: у нас, например, все без исключения «высочайшие профессионалы» — в любой области, особенно в культуре, где мало что можно удостоверить; в 60е годы за свою жизнь образованный человек, в среднем, прочитывал тысячу книг

этот глагол означает: прочитал книгу сам, с начала до конца, что-то отметил, записал, возможно, прокомментировал, использовал в статье, обсудил и пр. – так сегодня почти никто не читает (один болван сообщил мне, что он так занят, что даже представить не может, а когда это делать), думаю, сегодня это число будет равно нулю

во всем мире профессора жалуются, что студенты вообще не могут читать, утеряли культуру чтения, культуру познания и все связанные с ней свойства; а если нет свойств – например, любознательности, любви к истине, интеллектуального голода, нищеты духа, аналитизма, вкуса и пр. полезных качеств – бессмысленно чему-то обучать

цикл подходит к концу, любимое выражение интеллигенции: ниже плинтуса, оно – как всякий такой жаргон – точно передает суть происходящего

в течение критической эпохи люди в очередной раз, на очередном витке развития, осознают свою ограниченность и дикость; видят, как поверхностно влияние культуры, знания, духовности на массы населения, и в этом плане такие эпохи бывают полезны

однако эта эпоха немного другая: она опрокинула главные основы нашей культуры, прошла через страшные катастрофы, в которых мы увидели воистину лик сатаны, и подвела человечество к грани – к гибели; при таком масштабе потерь, каким же должно быть средство восстановления и возрождения?

Д. Энсор. Сюжет 4

критические эпохи вообще играют позитивную роль, однако таят опасность; в Германии одна такая эпоха дала Лютера, другая – фюрера; видимо, накапливается громадный заряд энергии, которая разряжается с значительной силой и может привести к непоправимым последствиям

Данте или Сервантес, Гете, Кафка или Достоевский – результат критического переосмысления окружающей реальности, эти гении дали миру великие шедевры и ключевые идеи развития; но были и другие результаты, и так родились колониализм, фашизм, инквизиция, глупая утопия совка и пр.

сегодня это «великая демократия», которая должна спасти мир и превратить всех нас в послушное стадо; в этом опасность всех критических переломов в истории, когда угасает вера в знание и гений человека

Д. Энсор. Месть лягушки

толпа с неразличимыми лицами – обычный для Энсора сюжет; что тут… казнь? – веселье, карнавал, пытка – все равно, все действия и персоны обезличены, это новая реальность, в которой никто и ничто нигде и никогда не имеет никакого значения, а люди – пыль

это представление о человечестве сегодня настолько принято и банально, что его совестно комментировать; мы привыкли не употреблять в серьезной речи общих понятий – народ, человечество, мир – потому что они давно утеряли смысл; а отсюда, теряет смысл любая социальная философия

видимо, исходить теперь надо из иных идей, и такие идеи есть – это персонализм, который, увы, не рисует никаких радужных общественных утопий…

конечно, тут самое простое – ответ на вечный русский вопрос: что делать? – ясно, что делать: сбросить эту муть, это затмение, перестать верить профанам и заняться творчеством; человек стремится восстановить себя – в первую очередь, прежде чем станет (или нет) решать мировые проблемы и спасать человечество

а это не бывает разумным поступком, тут нужен порыв, воля, превосходящие обыденный ход жизни, — и философия, без которой сегодня любой человек ощущает себя слепым щенком

Ведь без изрядной дозы безумия не бывает ни инициативы, ни предприимчивости, ни поступков. Разум — это ржавчина, разъедающая нашу жизненную силу… Я держусь на поверхности жизни и действую в той мере, в какой несу вздор, сам веря в свои бредни. Стоит мне обрести благоразумие, и я начну всего бояться: я соскользну к небытию, к иссякшим родникам, к прострации 1


1. Э. Сиоран, «Искушение существованием», с.163

18 января 2019

Показать статьи на
схожую тему: