ГлавнаяARTEИдеиКоллажПабло Пикассо. Миссия

Пабло Пикассо. Миссия

Они умеют ускользать в царство знака, где все происходит иначе, чем в универсуме потребления, ибо знак есть постоянное стирание вещи
Ж. Бодрийяр

…максимальная концентрация вещества, интенсивность живой формы – как клубятся эти охры и умбра – и человек встает во весь рост, как башня, маяк!.. весь мир – человек, и все, больше в нем ничего не осталось

Искусство — это исключение ненужного (П. Пикассо)

в этом была сущность нового стиля: концентрация существенного

в мире, где появлялись новые и новые изобретения – паровоз, машина, фото, кино, телефон, конвейер (какой-то студент вопросил, а как они вообще жили до этого! – как люди жили…) – так вот, в этом мире художник ощутил необходимость сохранить нужное, защитить свой Космос от хаоса

все расползалось, оказались подорваны все основы прежней жизни: религия – ведь самый авторитетный мыслитель заявил просто и ясно: «Бог умер» — доверие (Европу потрясали финансовые аферы, миллионные состояния делались за год), да и вся картина мира — благодаря быстрому прогрессу наук

искусство в течение своей долгой истории выполняло разные функции (не всегда это была миссия, поэтому выбираю осторожное выражение): украшало залы и соборы, разъясняло идеи (например, Евангелие, отсюда иконы), стало наконец некой ценностью, и появились коллекции и музеи

теперь наступала новая эпоха, когда функции искусства стали сомнительны; эпоха потребления была уже не за горами, а там какие картины, какие сонаты…

кубисты первыми ощутили эту высокую тревогу и породили стиль, который умел собирать воедино мир эстетики, в одном мощном сплаве – главная идея внутренней свободы художника, его автономности и значимости вопреки и против всего этого мира вещей

больше никаких функций – только миссия (оказалось, что это антиподы)

 

и в самом деле, это очень просто: в нашем мире все разделяется, идет тотальная специализация, даже обучение в школе и то уже идет частично по специальностям; творчество не исключение, оно стало самобытным и самоценным – никакой связи с прежними функциями

дизайн, украшение интерьеров, иллюстрации – ок, конечно, только эти вещи не надо путать с чистой живописью; вообще, образование, воспитание человека есть процесс непростой, многоплановый, и что-то оказывается лишним; так вот, кажется, люди с большой готовностью начали освобождаться от ненужных качеств типа вкуса или возвышенности

наивная простота современников уже просто поражает

и поэтому дефиниция меняется: сегодня творчество есть усложнение, раскрытие этих забытых свойств, сублимация и реализация тайных интуиций, видений, и анализ и реализация этих реализованных опусов и так далее

при этом, из огромного числа пишущих, рисующих, просто балдеющих лишь немногие несут в себе это бремя и миссию, и просто удивительно, как же их мало!..

П. Пикассо. Аккордеонист

некоторые полагают, что тут плоскость – хорошая и верная отчасти мысль — на самом деле планы скомканы, намечены, но не реализованы, потому что в этом просто нет нужды: концентрация форм такова, что планы все равно не работают

тут человек, могучим усилием, в творческом порыве собирающий свое сознание, все свое существо для творческого акта; на фоне окружающей действительности, где всё и все мельчают, это есть акт титанический – и художник замечательно сумел выразить это в выразительной, может, лучшей своей работе данного периода

он как собор, мощно громоздящийся и устремленный в небеса

интересны проекции, которые Пикассо лишь намечает, однако эти прочерченные вектора в центре создают иллюзию инструмента – аккордеона, как и вся структура фигуры построена в едином ритме работы инструмента – это миг музыки, развернутый в Вечность

такова наша миссия: в мгновении увидеть мир, в капле – Океан, пронести это громадное содержание, наши вселенные сквозь хаос дробящегося и исчезающего человечества (если нужна параллель из священной истории — Ноев ковчег); на самом деле, вдруг понимаешь, что эта миссия была и пребудет такой — вечно

Ж. Бодрийяр:

Сегодня за понятием «индивид» стоит уже не критический субъект истории или субъект философский, а предоставленная лишь себе и вынужденная довольствоваться лишь собой совершенно операциональная молекула

 

и художник осознал, что он больше не видит перед собой людей; увеличиваются скорости (мы вообразить себе не можем, что это такое – путешествие в соседний город в течение 2х дней), стираются различия, воцаряется единая мода, стандартные вкусы и вещи, и т.д.

нет никакого смысла запечатлевать все это на холсте, он ведь ценит свое творчество; миссия предполагает совершенно другой подход, и его Христос выразил лучше всех прочих, когда сказал о безжалостном отборе «призванных»; художник превращает мир в галактику смыслов

по словам Гуссерля, «это уже не суть «объекты», но единицы смысла», в кубизме живопись обращается в нечто прикровенное, в умозрение, в сакральную философию бытия

все чудо было в том, что этот стиль явил публике именно плоскость, пустоту: картина создает впечатление эскиза, тут ничего нет! – разумеется, нас в эпоху минимализма этим не удивишь, но каково было им узреть такое после картин Ренуара!

это программное опустошение, уничтожение материи, торжествующий манифест духа; такой опус должен производить в зрителе внутренний сдвиг – и я не знаю эффекта (и миссии) выше и сложнее

П. Пикассо. Бутылка рома

мы не замечаем, как попадаем в эти высшие сферы

много черт есть у современного человека, на которые он не обращает внимания, по тысяче причин: он занят, он обуян тревогой, у него полно забот, две работы, две любовницы, дети куролесят, валюта падает и пр., и пр. – современный индивид редко задумывается о вечном

и я думаю, это одна из самых главных проблем, которая обусловила не только мельчание и пошление индивидов, но и проблемы, которые иным кажутся более важными и серьезными: лихорадка рынков, падение роста, кризисы, аферы, разгул спекулянтов, некомпетентность, коррупция и пр. в этом роде

в основе всего человек, не так ли, а человек пошл, мелок и не имеет миссии – только функции; забыл о душе, забыл о своем сознании, вот и превратился в ту самую операционную молекулу, ну а что может сотворить молекула, за что она несет ответственность? – так чего же вы хотите от этого населения!..

можно попробовать встать перед такой картиной, сконцентрировать внимание, никаких прочих мыслей и интересов, забыть обо всем прочем, попробовать нащупать этот ритм вашей гармонии, пульс вашего сознания – его хаос и его космос, его бесконечность

и легкий хмель ударит в голову, и распахнется пейзаж – не этот серый и грязный, а чистый пейзаж души, и будет тишина — только высокая, чистая нота трубы поплывет в полумраке бара

как призыв небес

 

***

Дополнение

Мы измеряем ценность индивида по сумме его разладов с вещами, по его неспособности стать безразличным, по его отказу тяготеть к объекту. Отсюда кризис идеи Добра, отсюда мода на Дьявола 1

то есть, измеряем ценность человека по отказам, противлению, а не по творчеству, утверждению; существуем в мире отрицательных величин, и отсюда естественная мода на дьявола – естественная для зверья

потребитель верит в дьявола – или ни во что не верит; и я даже не знаю, что хуже

любая духовная позиция в этой жизни теперь требует огромного усилия, на которое обыкновенный человек просто не способен

он написал: «деградация идеи добра», а я исправил, теперь сомневаюсь: действительно, это слово на всех программах ящика, во всех речах, и оно уже совершенно ничего не значит; отсюда вывод: человек без миссии обречен


1. Э. Сиоран, «Искушение существованием», с.151

20 июля 2019

Показать статьи на
схожую тему: