Миф о Европе

One’s past is what one is.
O. Wilde

из переписки

Педро Вальехо, Барселона

(краткое резюме) кто-то должен брать на семя историческую миссию, вести человечество; однако эта миссия не проста, идущие впереди всегда совершают ошибки; я сам вижу эти ошибки, и мы не довольны той Европой, которую видим; но мы видим движение, развитие

 

письмо 1е

Эд — Вальехо

это развитие, дорогой мой, приведет к пропасти; учителя мудрости в древнем Китае учили другому: покою и гармонии; посмотри на русские иконы – там то же самое; и тут между нами громадная разница

мы считаем, что та поза учителя морали, которую демонстрирует Европа, просто смешна; вся ее история – это война, ненависть, рабство, колониализм, пиратство, инквизиция, ни одной светлой страницы, сплошной аморализм, вплоть до римских пап, куда ж дальше!..

и даже не в истории дело – мол, прошлые дела, дикое время было (хотя я с таким тезисом не согласен и полагаю, что преступления такого масштаба не имеют срока давности, и уж во всяком случае, с такой суконной рожей в калашный ряд соваться не следует)

хорошо – история; но вот современный мир, в котором они покончили с колониализмом – и снова тянут оттуда ресурсы, угнетают и придавливают уже финансами; говорят о мире и лгут, потому что ведут сплошь войны, разоряют другие страны

говорят о выборе и демократии и навязывают этот самый выбор, снова ложь; провозглашают гуманизм, торжество цивилизации – и бомбят, бомбят; налгали с мультикультурализмом, в результате миллионы несчастных и отверженных, и говорили о равноправии стран – снова ложь

«открытое общество» – «мой дом – моя крепость»; все для свободы – и засилье бюрократов; верят в Христа – и тут же разгул гомосексуализма, разрешают наркотики; впечатление, они могут заявить и оправдать что угодно, ложь в каждом слове, и я не говорю уже о дипломатах, привычном предательстве и пр.

и двойные стандарты, и эта толерантность – местами – все это кажется нам тут набором удобной лжи во имя «светлого будущего» — а мы это уже проходили и потому скептичны: ну как я могу верить людям, которые столько лгут

агрессивность, насилие, захват у них в крови; отсюда и плюсы, и минусы – например, эта сексуальная революция была возможна только на Западе, а не среди русских, по природе углубленных, интровертных, доброжелательных и мирных людей (вдумайся в эту мысль)

все это я высказываю не в смысле упрека, потому что все мы люди грешные, не говоря уже о властях; дело в другом: когда люди признают, что живут не слишком праведно, ошибаются и пр. – все в порядке; но вот когда некто желает меня учить свободе или этике – вот тут я хочу знать поподробнее, что он за человек и какое право имеет меня учить

и если он мудрец и праведник, тогда я сам побегу к нему учиться; а вот если он просто насобачился сказки рассказывать, и они как мотыльки летят на это пламя – на грабеж – тут я вряд ли буду спешить

ибо оказывается, что он обычный мерзавец, который и когда учит меня – врет, и на каждом шагу врет и ненавидит, презирает и снова врет; я лично к таким людям просто теряю всякий интерес, хотя убежден, что своей цели они добьются; каждому – свое

 

письмо 2е

…мне вспоминается в таких случаях всегда фраза Достоевского про цивилизацию, что она есть «просто многообразие ощущений» — это гениально верно сказано – и мы видим это «многообразие», которое совершенно поглощает любую духовность, смысл, творчество

там уже не Бетховен и не Пруст – зоофилы и наркоманы, для которых созданы все условия, так что оказывается опошлено и уничтожено все – брак, любовь, поэзия, вера: в церкви венчаются геи; все обычаи и этикет оказались чисто внешним, ради приличий, да это ведь недолго длится… всякая форма быстро иссякает, если не наполняется содержанием – диалектика!..

сегодня Европа производит странное впечатление, и главное – своим напором, алчью и стремлением учить весь мир уму-разуму, которого в ней самой, судя по всему, вообще не осталось; наверное, таков удел всех демагогов

когда в людях не остается духа, а одно «многообразие ощущений», следующая стадия – опустошение, озверение, захват; культура призвана держать наши инстинкты в узде, и свобода, понимаемая как произвол, вырождается в обычное насилие пугающе быстро — вы сами это видите на улицах своих городов

и эта слепая политика, следующая к единой цели покорения, захвата, влияния на всех и все, упускает из виду важнейшие аспекты жизни, в результате этот конгломерат теряет влияние и вертится в порочном кругу кризисов; но политика – мерзкая тема, для меня, самым важным является другое

высокая культура, которой ты обладаешь, это огромная ответственность, которую ты несешь перед человечеством, перед своими детьми; даже наши гегемоны ощущают эту ответственность в стране, где жили Пушкин и Чехов; когда эта связь ослабевает, а ответственность уходит, культура оборачивается чертом

и у вас уже не высота идеала, а оборотень, который сеет лишь тревогу, уныние, гордыню, алчь и прочие узоры, из которых вырастают лишь ядовитые плоды; иметь в прошлом культуру – это еще не все; да к тому же, у всех была она, мы так мало знаем о прошлом, и ученые все более склоняются к мысли, что были и более развитые цивилизации – и где они теперь?

поэтому полагаю, для данной культуры просто породить Моцарта или Лермонтова, трудно их понять, сохранить и пронести сквозь смуту времени; настоящая цивилизация – это не статус-кво, не мертвая форма, а творческий процесс: он живет или умирает

*

ответ Вальехо кратко:

Может, цивилизация – действительно пошла, только и у вас люди туда стремятся с надеждой; идеала нет; что касается грехов прошлого, невозможно все помнить – это будет кошмар: исторические ошибки служат уроками, и в Европе их умеют учитывать и пр.; кто-то должен спасать этот безумный мир, нести исторические ценности

 

*

письмо 3е

Сиоран писал о России:

Стремление «спасти» мир — это болезненное явление, свидетельствующее о молодости народа

могу добавить: стремление захватить мир – это болезненное явление, свидетельство глупости и плоскости сознания; оставьте мир в покое, он безумный именно из-за ваших безумных амбиций

первое: люди всегда стремятся туда, где проще и теплее; им в массе не свойственны высокие духовные побуждения, так учить их значит не завалить дешевыми тряпками, а именно пробуждать эти побуждения, на что вы не способны уже давно; вот и тешат пустыми надеждами

второе: идеала нет, согласен; только стремление к нему – высокое стремление, и цивилизация именно предлагает отменить его и удовольствоваться малым; вместо духа – материя, чего проще! – однако ум глубокий видит разницу и никогда не согласится на такую подмену

третье: о кошмарах и уроках: люди не извлекают никогда никаких уроков из прошлого; тут царит совершенная безответственность, делают вид, что каются; когда человек совершает тяжелое преступление, его запирают в камере на 30 лет; когда это делает народ, он что же, платит какую-то сумму и живет спокойно до следующих дел?..

но главное не в этом: если у вас «исторические ценности», значит вы несете некое историческое лицо и традиции, так какие это традиции, какое лицо? – лицо бандита: он стал знаменит именно тем что грабил, разорял, убивал, и в этом его традиция и его «ценности» — сугубо материальные ценности известного рода

этими «ценностями» он и сегодня закабаляет, управляет, подавляет других – теперь вместо ножей и пушек кредиты – и при этом с невинной рожей желает все начать с чистого листа; тебе пора понять, что такая вера в Европу порочна и слепа, и в ней самой кризис сознания

есть великая культура и есть экономика, политическая Европа, они противостоят; тут выбор, который делает каждый; что касается нас, христиан, то мы выбор сделали давно: мы судим не по словам, а по делам

 

многие художники касались этой темы именно в мифологическом ключе

высокая культура порождает культурную элиту, одновременно гасит духовные порывы, потому что между ними противоречие: первая возвышает человека, порождает гордыню как всякое знание (от Адама идет), вторые, напротив, знаменуют ту блаженную нищету духа, в которой истина

по сути дела, в этом духовный, глубинный смысл сегодняшнего конфликта между цивилизациями; посвященные написаны Ходлером в своем кругу, на цветущей райской земле они совершают таинство – разительное отличие от сугубо политической возни, которую мы наблюдаем

художник уповает на ту духовную общность, которая спасает людей от грызни и алчи, на более высокие устремления; однако реальный Запад как раз гасит эти устремления по всему миру, и такая картина становится вызовом

Ф. Ходлер. Посвященные

с другой стороны, картина несет в себе всемирный, универсальный пафос: все культуры оказались фикциями, идеала нет, он реет лишь в творческом ритуале… только там настоящие посвященные, обнаженные, сбросившие все покровы лжи и уловок, ведомые только Гласом — и так будет всегда

 

Европа живет мифами, она всегда ими жила

это люди, которых всегда влекло к черту на рога, энергичные, алчные, агрессивные, они стремились покорить мир; тут были плюсы и минусы, например, все религиозные влияния приходили в Европу извне и не стали ее духовной основой, не смогли перебить этот характер

отсюда, конфликт: эти люди просто не способны понять настоящую веру, настоящий склад и традиции духовной жизни; сам католицизм всегда был мифом и ложью, и Реформация просто отменила миф и заменила его ритуалом

люди не пытались изменить это сознание, да и сегодня никто не желает их переделать – мы просто желаем жить иначе

кроме того, тот идеал деятельного, агрессивного, конкурентного человека, который сложился там, совершенно отсутствует тут; именно это главная причина массовой эмиграции в Европу: она притягивает, как магнит, наиболее активных и деятельных, и кто-то из них там находит себя

однако в мире есть другие мифы и другие культуры, и хватит противоречить себе на каждом шагу, пора одуматься: если ты демократ, так дай людям спокойно развиваться и жить по-своему; если же ты агрессор и захватчик, так хватит произносить речи о демократии и мире: тут же не идиоты…

Э. Ситерн. Свобода

8 сентября 2019

Показать статьи на
схожую тему: