Про зверей

тут расчленяют людей с такой же легкостью, как вы готовите курицу; напоказ кишки, вырванный глаз – там окровавленные останки, оторванные руки – ценится настоящая натура, реквизиторы и художники загружены по горло, больше ужасов, и крови, крови — она льется ведрами…

называется – кино, и относительно жестокости и зверства, примеры на каждом шагу; это не отдельное явление, не больная фантазия психа – это реальность нового «искусства», там ценится брутальность, смерть, забвение всего человеческого, потому что оно больше не в моде

тупые наемники, которых любой человек 60х годов полагал мерзким сбродом, сегодня стали героями, они крутые, настоящие люди – посмотрите, они идут на врага, увешанные смертью, воплощая слепую силу, готовую ударить в любую точку на карте

они не спрашивают, зачем или во имя чего – это глупые вопросы из прошлого; совершенно не важно, кто их враг и каковы его идеи; даже не важно, враг ли он, потому что их хозяева назначают врагов от фонаря, для этого ничего не надо… просто люди полюбили убийство

они полюбили зверя

это действительно в точности повторяет знаменитую реплику из «Носорога» Ионеско, когда, глядя в окно, девушка – которая еще 10 минут назад была человеком – восклицает в восхищении:

— Какие они красивые!

сами современные девушки вряд ли достойны какой-то критики, потому что это уже просто какое-то мясо; вот, одна заявила, что подверглась насилию: на природе она пила водку с парнями и была, по ее словам, очень удивлена, когда оказалась в известной позиции

парню дали восемь лет, а девушка стала звездой; она дает интервью по поводу своих ощущений в тот знаменательный день, что-то там поет, пережевывает какие-то пошлости и вообще купается в этой грязи презрения и омерзения

стало совершенно не важно, какие именно чувства вы испытываете – важна известность, реклама, вырваться хоть на миг из этой липкой, омерзительной однородной массы – из этой человеческой вши, по словам поэта – в общем, тут музы молчат…

 

радио проводит опрос, задают самые простые вопросы, просят продолжить самые известные строчки стихов – они известны каждому! – и никто не знает их; они не известны никому, и ведущие в полном шоке, клянут эту жуткую школу и пр.

они не правы; то есть школа жуткая, и другой быть не может, это факт, но студенты, которым были заданы эти банальные вопросы, принадлежат уже к совершенно иной культуре; это последнее слово я понимаю уже почти в чисто биологическом смысле…

изнасилованная девица-звезда совершенно не нуждается в Пушкине; выступает эксперт по шлюхам и сообщает совершенно верное наблюдение: я, говорит, этой темой занимаюсь уже тридцать лет, и ситуация резко изменилась: прежде это было позорное занятие, сегодня проституция – это профессия

это деньги, самостоятельность, опыт, «интересные люди и впечатления», как ему сообщила одна фея; этим занимается определенный процент девушек-студенток на постоянной основе (я помню некоторых по институту: они сразу были видны; часто пропускали занятия, а потом задавали конкретный вопрос относительно экзаменатора: «мужик?»)

а вот другой пример: из разговора молодых людей я понял, что наркотики – это нормально, потому что все их принимают в той или иной форме; просто по-деловому обсуждалась проблема, где, за сколько и что именно

нет, они осознают, что это зло, однако смотрят странными взглядами на чудака, который задал им наивный вопрос, мол, а что человек чувствует, когда в первый раз пробует? – то есть, этот парень прожил на свете 25 лет и еще ничего не пробовал! – вот это реально скандал…

я в сатану никогда не верил, мне он кажется просто необходимым антиподом, для равновесия, для системы; однако смотрю на этот террариум и поневоле начинаю менять мнение…

 

мы привыкли относиться серьезно к творчеству: из всех человеческих занятий и увлечений, это святое, в нем вся надежда; и мы внимательно присматриваемся к людям: что им действительно нравится, что они смотрят, читают…

потому что даже мудрец понимает, что человек есть таинство, до конца понять его, раскрыть его невозможно, этот процесс вечный, и кто его знает, что они видят в фильмах, которые нам кажутся просто мусором…

однако ожидания и тут не оправдались; дело в том, что в фильмах высокого уровня, хоть это и боевики или триллеры, содержится некая интересная идея, они отражают какие-то сложные и важные процессы и т.д. – такими были «Терминатор», «Матрица» и пр.

но я убедился, что молодежь вообще в этом ничего не понимает; они смотрят на эффекты, на все эти взрывы и пожары, зверь наслаждается зрелищем крови и смерти – а потом пытается кое-что повторить, пока в малых дозах, для практики…

 

для нас, эта проблема стоит очень остро; вообще, выпадение из родной культуры имеет необратимые и очень серьезные последствия, а для русских тут дело особенное; ведь весь смысл их цивилизации, все ценности собраны именно в этой письменности

да, тут еще они не успели укорениться, практически наша литература развивалась по-настоящему с Пушкина – и до катастрофы 17го года, сто лет! – этого слишком мало, чтобы идеи и ценности вошли в сознание нации; поэтому нужна была напряженная работа по разъяснению, внедрению этих типов, идей, понятий

она была оборвана в самом начале, и теперь поколения упущены, они гуляют на воле и у них совершенно другие понятия; а что такое зверь? – очень просто: если человеком надо стать (вот главное слово экзистенциализма), то все, что не стало, не возвысилось, не осознало, не сформировано – зверье, и Лермонтов им незачем

я ощутил это совершенно отчетливо в последние годы работы: ученики, студенты в равной степени стали отвращены от тех тем, которые они жадно слушали в 90е; я ощутил себя просто лишним в этих аудиториях; они не могли уже понять даже те слова, которые я употреблял

они могли еще воспринять исторические события, факты биографии писателя, но идеи – ни в коем случае! – просто не понимали, что это, зачем, что с ними делать! – они уже не могут по-настоящему прочесть книгу; процесс озверения идет быстрым темпом под гимны новым поколениям, от которых оптимисты все ждут чудес

но тут чудес не бывает

бушует магия разрушения, и впереди планеты всей тут шествует самая демократическая нация, а за ней бегут, скачут, летят люди-пауки, волки, ядовитые мухи и змеи, и что-то слишком много насекомых!..

Т. Стражалковски

30 ноября 2018

Показать статьи на
схожую тему: