Основа

Люблю Отчизну я, но странною любовью:
Не победит ее рассудок мой!

1

каждая культура взращивает свой основной культурный тип; сама культура есть сфера слабо творческая, и ей необходима такая основа; в русской это был тип просвещенного интеллигента, чья миссия была навести мосты, воссоединить нацию в едином культурном горизонте

поскольку этот тип не творческий, а культурный, он обладает несколько поверхностным сознанием, и вот тут именно и случилась неувязка: если в Европе этот тип образовал средний класс и произвел позитивный переворот, тут все было иначе

интеллигенция явно заблудилась в русской жизни и творчестве, не сумела понять главные и второстепенные задачи и вехи этой культуры; в общем уже на рубеже ХХ века стало ясно, что культура производит армию мудаков

явление Толстого Льва тут было особенно примечательным: если Некрасов был своего рода отец этой интеллигенции, этот стал ее пророком и вождем – и то был воистину слепой вождь слепых; дальше произошла трагедия, которая смела и пророков, и мудаков

однако продолжалось и продолжается поныне это производство слепых, которые совершенно не способны понять страну, в которой проживают, да они и бегут отсюда куда глаза глядят – именно по этой основной причине

дело в том, что мудак не умеет мыслить сам и нуждается в некой поддержке, в лекалах и догматах (иногда он с пылом их опровергает, это неважно, это тот же феномен наоборот), а тут он не стоит твердо на ногах, не может своим плоским умом дойти до настоящих ценностей

эта интровертная, потаенная культура находится в глубине, а на поверхности та совковая, всем известная, и она продолжает воспроизводство указанного типа, с некоторыми прискорбными последствиями

ну понятно, что нет настоящей публики, нет просвещенного читателя, нет аутентичного творчества, сплошь эпигоны и паразиты, но еще и не формируется ясных понятий, так что между творчеством и культурой образовалась непреодолимая пропасть

и часто содержательные споры, дискуссии на известные темы даже между гигантами – были результатом непонимания, отсутствия этой настоящей общей почвы, осознанной и утвержденной культуры

 

2

Блок и Гумилев, два русских гения, обвинили друг друга в том, что в их творчестве нет России; Блок потом написал известный цикл, не совсем удачная попытка заполнить пробел; ведь, черт подери, Родина не пробел…

и правда, с внешней стороны, тут есть проблемы

Гумилев, блистательный акмеист, высокий поэт, показавший в своем творчестве уникальные прозрения, но относительно русских тем… их очень мало, т.е. поэта влечет загадочная Африка или Средние века, далекие Китай и Индия, корсары и крестоносцы (вот это уж совсем напрасно) — он где угодно, только не в России

а Блок витает в небесах, зрит священную Софию, входит в небесные храмы – в искании «Прекрасной Дамы» — и, хотя мы ощущаем тут свое, главное, все же это какая-то отрешенность

но на самом деле оба поэта не правы: оба русских гения конечно же русские, до мозга костей русские, именно этот экуменизм Гумилева, всемирность, открытость любым влияниям и явлениям, способность понять всех – чисто русская черта

в духовном смысле, Блок говорит о главном, это русский полет и мечта, русская вера, а что важнее…

они не могли объять Отчизну; не могли свести ее к известным лекалам и категориям рассудка, и отсюда, вечные споры о национальной идее (в которых они много преуспели) – тут не только география, но эти сто с лишним народов, все известные религии — непостижимое сращение!

Россия есть синтез, потрясающий опыт сожительства разных народов, разных религий, уникальная и непобедимая общность, торжество мира и понимания, братства и доверия… короче, я не политик и не имею убеждений, просто эта страна мне нравится

в нас есть особая энергия прорыва, жажда познания, и при этом та самая нищета духа, без которой вообще немыслима никакая вера; это единственная такая страна в мире: огромная, самая большая, могучая, обладающая всем нужным для достатка и радости – и при этом открытая, мирная (это не всем нравится)

*

два поэта – два заблуждения (и это всегда так)

мы тут сталкиваемся с феноменом, который я описал: невозможно объять, по-европейски собрать в кулак (разума) явление и осмыслить его и четко систематизировать, исследовать – «умом Россию не понять» – актуально и сегодня

тут разница между разумом и сознанием

а в чем она? – в том, что разум есть серое вещество, извилины, способ манипуляций и расчета, а сознание включает нечто большее; мы же говорим, что чувствуем сознанием, там интуиции, предчувствия — многое такое, чего не понять и не выразить разуму

заблуждения поэтов удивительно полезны и выводят на огромные темы: они словно бегут от России – один в Африку, другой в «небесные храмы» — не в силах ее осмыслить, охватить разумом; а мыслящий человек все стремится охватить разумом, это инстинкт

вот для чего нужна вера, вот зачем потребна духовность: она снимает это напряжение разума, который начинает рисовать плоскую систему из многоцветной и многоуровневой живой реальности

и только такая живая духовность и может стать настоящей основой русской культуры, тема, которая вполне была раскрыта русскими мыслителями начиная с знаменитых «Вех» …

 

3

и недаром они увидели эти трещины, это полное непонимание, слепоту русской интеллигенции как основного культурного класса общества; оно сулило страшные последствия, ибо эти люди, ставшие фундаментом будущего единства и культуры, оказались шатким фундаментом

они не исполнили главной своей миссии, а она была не в том, чтобы учить и лечить (это само собой), а в понимании страны, в которой живешь, признании ее ценностей и святынь; не сумели – и все быстрее пошли процессы разрушения этой культуры, трещины по всей системе жизни…

Бердяев громил их в своей самой яркой книге; все их поведение

было капитуляцией нашего культурного слоя, призванного нести свет во тьму, перед необъятной тьмой мужицкого царства, всегда оно было выражением русской отсталости, русской экстенсивности, всегда означало недостаток духовного мужества. Народническое сознание вело к идолопоклонству перед народом 1 

страшным и удивительным тут было совершенно непонимание главного

Во имя блага народа вы убивали Россию, убивали великую нацию с великой судьбой. Во имя малого и маленьких вы восстали против великого и великих. Вы – истребители всякого величия. Вы не могли вынести величия России

вот это мысль поразительно верная: они и сегодня все кичатся «великой культурой», книгами, которых не читали, религией, к которой не причастны и пр.

вы остались народниками, вы были выразителями экстенсивного духа раздела, а не интенсивного духа творчества; ведь это – исконная идея русской интеллигенции, что социальный вопрос нужно решать разделом, а не увеличением производительности; коллективизм парализовал у нас чувство личной ответственности и делал невозможной личную инициативу

ее и теперь нет вовсе, вот только одна характерная черта, которую мне лично трудно понять: на ТВ, на радио, везде они копируют американские программы, сериалы – но почему? – ведь вся суть творческого человека в собственной воле и собственных замыслах

они какие-то странные уроды, утерявшие почву и совершенно не способные ни на что, человеческий мусор, воистину:

выпали из божественного миропорядка и утвердились на ограниченной поверхности земли

да и тут не утвердились, потому что – мы видим это – мечутся, блуждают по всему свету, ищут укрытие, добровольные изгнанники, чужие на родной земле (впрочем, вот именно это вселяет некоторую надежду)

и речь не только о бездарных, о мудаках – вот, эти художники-беглецы, гении, которые нашли в Париже свой приют – какие они разные, и в их творчестве я вижу объяснение произошедшей тут катастрофы: воистину, когда нация теряет свет, все — заблудшие, дом, разделившийся сам в себе…

Х. Сутин. Пейзаж

у них родилась именно такая живопись, где не человек выражает мир – а себя через мир, который перестал что-то значить, которого он просто не понимает; тут выражено ничтожество действительного, тут мир рушится – и лишь упование живо…

и непонятно теперь, кто и когда станет собирать этот русский мир – разбросанный по всему свету, впитавший все идеи и стили, все культуры, однако и там, и тут он явно находится в состоянии смуты и раскола: нет единства, нет настоящей основы

выпали из божественного миропорядка и утвердились на ограниченной поверхности земли


1. Н. Бердяев. Философия неравенства

31 августа 2017