Отвращение

Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей…
А.С. Пушкин

открытие – функция личности, заблуждение – массы

трудно понять, отчего неглупые, вроде бы, люди, собираясь вместе, начинают совершать глупости и гадости и демонстрируют самые дурные свойства; и наконец, сумма этих заблуждений и суррогатов такова, что уже она начинает формировать человека

и каждый, обращая взгляд, например, на эту серую-серую школу, сетует и обличает – как личность, в своем кругу – но как член общества не видит никакой иной альтернативы и полагает эту школу или парламент органичными учреждениями данной формации

потому что по сути дела нет лучших или худших учреждений: все худшие

я тут вижу коренную дилемму: как вообще, по идее – по той первоначальной Божественной идее – должен жить на этом свете человек? – ему сказано плодиться, однако сначала-то он жил один – один перед своим Богом, что трудно оказалось вынести даже Адаму…

что же случилось, когда он стал жить даже не обществом – семьей? – страшное убийство и Божье проклятье; а потом были и другие указания на то, что жить такая, общим роем, как звери, человеку не годится (Содом, телец и пр.)

но люди самых разных обществ, особенно утопических, решительно проповедовали рой – в ущерб человеку – и самые страшные преступления совершались ими именно в массе, в толпе, и до сих пор они все лелеют свои заблуждения и не желают даже знать истину…

 

другая сторона темы еще труднее: верующий человек истинно уповает на Бога; его сознание лелеет светлые мифы, чтит Завет, это помогает ему жить, однако что будет, если вдруг все это окажется настоящей реальностью? – такая быль разом раздавит слабую душу, в которой единственный блик и сила – это упование…

люди слишком долго жили этим бессмысленным роем, слишком верят в материю и любят деньги, чтобы понять правду Духа, по-настоящему уверовать в свет, ведь суррогаты не проходят даром…

и уж никто не сомневается, что современный человек есть слабый человек, бездуховный ублюдок, почти уже зомби, жертва грубых манипуляций и т.д. – да к тому же, он давно уже утерял себя; когда философы пишут о субъекте, о бытии личности – мне кажется, они просто перебирают старые идеи в томительной ностальгии интеллекта…

всего этого уже нет

И. Морски. Без названия

видите, даже собственное отражение человек уже утерял: женщина смотрит в зеркало и видит там не себя – да она и не хочет там увидеть себя, сорокалетнюю усталую тётку с ранними морщинами и угасшим взором – она видит нечто иное, модную нынче маску

так рождается бегство от себя, забвение я, и вот здесь формируется совсем уже странный феномен: посмотрите, тут монтаж Морски, на котором женщина как бы воображает, искусственно формирует свое отражение: она мужчина (я тут предпочитаю именно такой вариант интерпретации, хотя возможен и другой – мечта и т.д.)

примечательно, что в этом отражении просто сильный мужчина правит лодкой, а ребенка уже нет; собственно, в таком человеке все стало условным: современная женщина – уже женщина на какой-то процент – 5, 10? – потому что все эти социальные функции у нее те же, мужские

и это заблуждение перерождает ее, и она видит себя мужиком, что просто и удобно и прочь все прежние беды: зависимость, слабость, неравенство и пр. – таким образом и по всем направлениям вырастает стандартная особь (не человек, не женщина, соответственно и не мужчина, не мать, не разум и т.д.)

эта особь способна жить только кучей; собственно, даже слово особь не подходит (особость, личность) – это просто насекомое

 

тут и оказывается, что именно эта зависимость, слабость, неравенство, упование, любовь, вера и были главным в человеке, и делали его человеком, рождая, проявляя, соответственно, любознательность, чувства, стремления, творчество, гений

жуку все это лишнее: жрет, плодится и покрывает землю экскрементами

любой мыслящий человек сегодня питает к этой твари лишь отвращение; автор пишет книги, и в них есть какой-то смысл, но вот он стал публичной фигурой – все пропало

умный человек, становясь писателем, теряет свой ум 1 

Монтерлан, публичный и успешный человек, писатель, содрогается ощущая утерю себя –

так называемая мизантропия – это жизненная необходимость для всякого мыслящего человека, если он хочет сохранить в себе самую суть… 2

чем выше степень обобществления людей, чем гуще эта масса, тем больше в ней кипят порочные страсти, тем выше уровень мизантропии, отвращения; притом, в таком террариуме надо уметь жить, и вот, школа превращается в питомник гадов

главная ошибка в воспитании юношей и девушек заключается в том что их воспитывают для общества, а не для них самих 3 

а как иначе…

возможно, мы вообще недооценили силу утопий, через которые прошло глупое человечество; мыслим так, что, мол, прошли и забыли, абзац! – ни в коем случае, так просто не бывает, потому что каждая утопия осталась в нашем сознании некой трагической складкой, каплей яда

и ни одна из них – из этих «великих идей человечества» – не направляла человека к самому себе, а все на форум, на арены, туда, где никогда не было ни капли правды; и люди научились дышать ядом

 

так является на свет единственно возможная система жизни мыслящего субъекта – отвращение; он отвращен от всего общего, социального, от любой политики, для него существует правило, генеральная догма: общее – значит ошибка

он видит, как весь мир погрузился, и давно уже, в болото преступности: каждое политическое решение – преступление, каждый шаг – убийство, это уже не анализируется, нет смысла

как результат – это простая логика – в той самой публичной сфере остаются одни публичные люди, лживая мерзость, отребье, кретины и грязные шлюхи; и понятно, куда они могут повести мир, лишенный последних проблесков разума – такова современная его ситуация, и я лично не вижу тут никакого выхода

 

а в это время демагогия процветает – так всегда бывает в самых безысходных ситуациях в истории – и они уже объявили «конец истории», рай на земле и пр. чушь, упиваются собственным ядом в насквозь прогнившей и лживой «демократии»

люди сходят с ума, выходят на улицы, жгут машины и бьют витрины – что еще остается делать? – но их голос давно уже никто не слышит в этом земном раю, где слово жить давно уже заменили словом потреблять

а в это время, на ином уровне социальной системы, их самих тоже потребляют – как материал для полного обобществления, при этом, естественно, кто-то окажется лишним, потому что рай не для всех, «мало избранных»… в общем, там все идет своим чередом

и пока миллионы особей, которых пока еще называют людьми, делают все возможное, чтобы попасть в состав этого теста; а кто поумнее, начинают осознавать, что все это тщета и глупость, потому что никакого пирога уже не будет

И. Морски. Без названия


1. А. де Монтерлан. Дневники, с.64

2. А. де Монтерлан. Дневники, с.98

3. А. де Монтерлан. Дневники, с.123

13 октября 2017