ГлавнаяARTEЭнтони Крэгг. Жизнь структуры

Энтони Крэгг. Жизнь структуры

структурность, многослойность, сложность

мы владеем способами описания любых структур и видим любое явление – и мир в целом, и человека тоже – в качестве системы; такой системный взгляд устойчив и распространен повсеместно, и мы не мыслим иного – совершенно напрасно

на самом деле методология и философия восприятия сложнее в плане разнообразия: сам объект определяет мой подход, нет универсальных методов, и в этом творческое сознание отличается как от обывательского, так и — даже в еще большей степени – от научного

Э. Крэгг. Сaught dreaming

художник обличает автоматизм восприятия; на этом поле идет вечный спор: кто на самом деле способен воспринять этот мир адекватно? – а ведь от решения этого вопроса зависит вся работа моего сознания – в любой области…

дело в том, что вопрос не стоял на заре ХХ века, когда кипела наука, рождались каждый день открытия и у людей была абсолютная вера в силу разума: что еще является высшей инстанцией? – тем более что Бога отменили («Бога нет, значит я Бог» — не так ли)…

сегодня ситуация несколько иная, произошел откат — и осмысление; оказывается, не все так однозначно, потому что рационализм – мы теперь видим это ясно – такое же чудовище, как и прочие химеры; единственным критерием остается творческое сознание

Крэгг создает структуры, которые его как художника интересуют лишь в плане новой пластики; меня как аналитика интересует, самое первое, именно это чисто художественное явление, которое становится важным знаком, ключевым смыслом, идеей

он выявляет многослойность, структуру этого панциря (похоже на панцирь черепахи); он находит в природных формах чисто человеческую структурность – так работает наше современное сознание, анализируя и структурируя вещи

кстати… черепахи-то уже нет

прошу понять: это моя идея, все тут – исключительно мои идеи, иначе зачем я стал бы писать? – и я рассматриваю уже мои идеи на предмет их естественности и причин их возникновения: например, я смотрю на фигуру не просто как на роскошное упражнение в пластике – вижу некое существо

например, убитую природу, которая восхитительными раскрытыми — разверстыми формами являет свою сущность: потому и разверста, что мертва, и вам приходится совершать нелегкий выбор

я нахожу даже связь и эволюцию его идей (о которых сам он, по всей видимости, вообще никогда не думал, или в его голове были совершенно другие идеи – не ведаю): опусы выставлены на всеобщее обозрение и, значит, на всеобщее осмысление

так вот, когда вы снимаете слой за слоем, природное существо – черепаха, человек, религия или нечто иное – что угодно, по сути дела — начинает испытывать давление и модифицируется, ломается, крошится

похоже?..

Э. Крэгг. Движение

структура стала, поистине, эпидемией: все разлагают все на элементы; в школе, в кабинете физики, помню, стояли на шкафу эти модели атома, цветные шарики на проволоке, и мы смотрели на них, и это был символ того знания, которое в нас пихали – символ науки

люди начинают осознавать необходимость возвращения к некоторой цельности восприятия: анализ и синтез неразрывны, иначе просто теряют смысл; структуралист рассматривает древние мифы, ищет связи, намечает структуры представлений, совершенно не думая о красоте самих мифов, об их духовном смысле!..

искусствовед выделяет «черты направления» — сам теряя всякое направление и не видя идей, красоты опусов; системный подход хорош в своем месте, он так же точно ограничен и опасен, как и всякий другой: в этой сфере нет оптимальных способов познания – оно представляет собой весьма сложный процесс…

Крэгг отражает давление (мы ведь все под давлением), и вот, изящная абстрактная форма стала абстрактной, утеряв первоначальное природное назначение; Сутин делал то же самое в портрете

художник сегодня ощущает это мощное, деформирующее, пошлое, отвратительное давление среды; а результат – такие вот изящные формы, которыми можно только любоваться; и при этом размышлять, и вот, вывод номер один:

нас не согнешь!..

Э. Крэгг. On a Roll

вывод номер два еще проще, только вот его очень трудно реализовать:

нет ничего универсального, никакой общей истины или единой учебной программы для всех; не существует никаких «объективных истин», ими торгуют по три копейки за штуку на любом углу, но как правило — все это фикции, подделки для успокоения сознания

любой смысл субъективный, мой, личный, и я его не только никому не навязываю: это просто мой опыт, которым я не собираюсь даже ни с кем делиться; запомните несомненное: «объективная истина» — это огромный утюг, и как только услышали, вы знаете, что дальше будет

26 декабря 2018

Показать статьи на
схожую тему: